Гомель
+30°C

Адрес редакции: 246047, г. Гомель, ул. Димитрова, 57

К 100-летию образования БССР. Завод  «Большевик»: славная история, хорошие перспективы

В канун 100-летия образования БССР свой вековой юбилей отметила торфяная отрасль нашей страны, труженики которой вносят немалый вклад в экономику Беларуси.

В честь этой знаменательной даты лучшим работникам вручались юбилейные нагрудные знаки «100 гадоў тарфяной прамысловасці Беларусі». Четверо обладателей этой почетной награды трудятся в нашем районе — на ОАО «Завод торфяного машиностроения «Большевик». Трудовая биография каждого из них связана с торфяной промышленностью на протяжении нескольких десятилетий.

Анатолий Шалыгин работает на предприятии с 1978 года. Сам он родом с Туровщины, в рабочий поселок Большевик попал, можно сказать, случайно: молодая семья Шалыгиных рассчитывала провести здесь лишь несколько месяцев, а осталась на всю жизнь.

Анатолий Николаевич — токарь высокой квалификации и с огромным опытом, редкий специалист. На торфопредприятии это всегда ценили. Нередко перед тем, как взять новый заказ, руководители вызывали его и других самых знающих рабочих, чтобы посоветоваться: «Сможете ли вы это сделать? Какие могут быть проблемы?». Наметанному глазу человека, которому известны все тонкости обработки деталей, совсем несложно оценить будущую работу уже на чертеже.

— Я привык к тому, что надо постоянно учиться, каждая новая машина — словно с «чистого листа». Сейчас мы выпускаем, действительно, уникальную технику, которой можно гордиться, — говорит Анатолий Шалыгин.

Кстати, в советское время продукция ремонтного цеха предприятия славилась далеко за пределами республики — заказы поступали из Прибалтики, Украины и др. Традиции качества сохраняются и ныне, когда выпуск машин для торфяной отрасли стал основным направлением деятельности завода «Большевик».

Непосредственным участником всех важных этапов преобразования торфопредприятия был Николай Ганусевич, который отдал деятельности в торфяной отрасли более 45 лет. Работал старшим мастером по добыче торфа (еще на торфопредприятии «Ветковское», которое в

1973 году было присоединено к «Большевику»), начальником производственного отдела (до 1990 года), заместителем, а затем руководителем объединенного ПТО. Постепенный переход предприятия от торфодобычи к машиностроению происходил буквально у него на глазах.

— До внедрения отопления природным газом торфяное производство имело важнейшее значение для топливного обеспечения республики. В Беларуси работало более 50 брикетных заводов, продукция каждого имела хороший сбыт. Часто машины, приезжавшие за брикетом, чтобы загрузиться утром, занимали очередь у ворот нашего предприятия уже с вечера, — вспоминает Николай Мартынович. — На станции «Лазурной» был организован специальный погрузочный пункт, с которого вагоны с торфяным топливом отправлялись заказчикам. А ведь мы выпускали еще и торф для компостирования….

Глобальные преобразования произошли на предприятии в 90-е годы, когда торфодобычу пришлось прекратить. С этого момента «Большевик» стал заниматься только машиностроением. Наряду с другими непростыми моментами, одним из самых болезненных стало массовое сокращение работников. Ведь здесь в разное время трудились 500 и более человек, а сейчас в коллективе — только 82 работника.

— Наш коллектив всегда был большой дружной семьей, вслед за родителями на предприятие приходили дети, потом внуки — создавались большие трудовые династии. Люди чувствовали заботу: для них строилось жилье, социальные объекты. Хороший коллектив — залог высоких показателей и общей настроенности на работу. Жаль, что со многими работниками пришлось расстаться в переломные 90-е годы, — говорит начальник планово-экономического бюро завода Татьяна Манаева, которая работает на предприятии с 1980 года.

«Большевик» стал для Татьяны Ивановны первым и единственным местом работы. Уроженка соседнего Ерёмино, она приехала сюда по распределению, после окончания университета, и до сих пор продолжает работать, несмотря на то, что уже достигла пенсионного возраста.

Нынешний руководитель завода торфяного машиностроения «Большевик» Михаил Шпаковский (как и все перечисленные выше работники, также удостоен награды «100 гадоў тарфяной прамысловасці Беларусі») на этом предприятии, можно сказать, новичок: возглавляет его немногим более года. Но он совсем не новичок в торфяной отрасли, где трудится с 1984 года. С первых лет был искренне увлечен как теоретической, так и практической стороной торфодобычи и торфяного машиностроения, умел оценить и внедрить перспективные проекты на Смолевичском торфопредприятии и ОАО «Красное Знамя», где проработал много лет. На заводе «Большевик» тоже применяет передовые подходы. И положительный результат есть: за 9 месяцев достигнут рост производственных показателей на 130 процентов по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.

Совсем недавно все телеканалы республики обошла новость — об отправке с завода торфяного машиностроения узкоколейного вагоноопрокидывателя ВУ. Этот гигант торфяного оборудования весом более 30 тонн и высотой 7 метров был сделан буквально за три месяца. К заказчику агрегат впервые отправился в собранном виде. Два его аналога, которые сейчас работают на торфобрикетных заводах — Житковичском и «Сергеевичское», ранее отправлялись частично разобранными. А на заводе «Большевик» готовят к выпуску новые эксклюзивные машины…

На снимках: номер областной газеты с заметкой о «Большевике», датированный маем 1941 года, — уникальный раритет; Анатолий Шалыгин, Николай Ганусевич, Татьяна Манаева, Михаил Шпаковский после вручения юбилейных нагрудных знаков; очередь за торфом — фото из архива предприятия; техника нового поколения — вагоноопрокидыватель ВУ — отправляется к заказчику.

Ирина Трипузова

Фото Андрея Феоктистова

Прочитано 280 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное