Век высоких технологий породил новый вид зависимости — номофобию, или страх остаться без мобильного телефона. И здесь, к сожалению, наиболее уязвимым оказывается молодое поколение. Как же к этой проблеме относятся в Гомельском районе? Следует ли устанавливать ограничения в использовании мобильных телефонов у сегодняшних школьников? Журналист «Маяка» разбиралась в вопросе смарт-зависимости совместно с экспертами и учащимися Бобовичской средней школы.
Светлана Черношей, заместитель директора по воспитательной работе Бобовичской средней школы.
Светлана Николаевна считает, что смартфон вовсе не враг учебному процессу — иногда даже наоборот. Элементы дополненной реальности, QR-коды, которые позволяют по-новому взглянуть на изучение материала и повысить интерес школьников к учебным предметам, появились в новых учебниках. Для работы достаточно скачать специальное приложение на смартфон или планшет и «оживить» картинку. Виртуальные экскурсии, заочное проведение опытов, анимированные картинки — все это новые пособия с дополненной реальностью.
— С другой стороны, при бездумном использовании телефон может быть опасен, — утверждает Светлана Николаевна. — Детство должно быть подвижным и активным. На переменах в нашем учреждении образования проходят физкульт-минутки, ориентированные на активное времяпрепровождение. Этот полезный отдых организуют старшеклассники для учащихся начальных классов под чутким присмотром педагогов. Соответственно на игры в мобильных телефонах времени попросту нет. Школьники среднего звена также проводят свободное время между уроками с пользой: дозированный активный отдых является лучшим подспорьем в отличной учебе.
В Бобовичской средней школе на замену смартфонам пришли веселые и занимательные перемены с конкурсами и квестами.
Михаил Морозов, учащийся 5-го класса Бобовичской средней школы.
У Михаила свободное время расписано по минутам: посещение секции дзюдо, занятия в музыкальной школе по классу баяна, активные игры со сверстниками, выполнение домашних заданий.
— У меня настолько много увлечений, что найти время для игр в телефоне проблематично, да и незачем. Я наслаждаюсь живым общением со своими друзьями.
На вопрос, есть ли все же время у занятого школьника на мобильный телефон, Михаил Морозов смущенно отвечает: «Ну, может минут 15, и то не каждый день. Виртуальные игры меня утомляют, а полезный вид отдыха, наоборот, — развивает.
Екатерина Катайлова, учащаяся 9-го класса Бобовичской средней школы.
Екатерина убеждена, что зависимости от соцсетей у нее нет.
— В телефоне провожу мало времени в силу своей занятости: 9 класс — это тот период, когда нужно усиленно готовиться к предстоящим экзаменам, осваивать новый материал и повторять то, что может быть плохо усвоил ранее. Детство проходит быстро и незаметно, а телефон только мешает наслаждаться чудесными мгновениями. Пусть лучше дети играют с родителями и друзьями, нежели проводят свободное время с гаджетами.
Жанна Шпак, заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации Территориального центра социального обслуживания населения Гомельского района, предупреждает, что системное времяпрепровождение на просторах интернета может привести к интернет-зависимости, последствием которой станет повышение уровня тревожности, депрессия, бессонница, импульсивность.
Симптомами смарт-зависимости Жанна Анатольевна называет возникающие случаи, когда подросток испытывает тревогу, волнение, если нет возможности быстрого доступа к интернету. Раздражается, сердится, если взрослый просит отложить смартфон. Постоянно проверяет лайки и новые сообщения, переживает, если его посты непопулярны среди сверстников. Важно понимать: ключ к борьбе со смарт-зависимостью вовсе не в том, чтобы изолировать подростков от информации и новых технологий. Надо научить детей делать осознанный выбор и напоминать им, сколько всего можно сделать, пока ты свободен от телефона.
Специалист советует родителям постоянно находиться в диалоге с ребенком, уделять ему внимание. Следует также ограничить время использования интернета. Например, установить правило: за обедом или перед сном никаких смартфонов. Постоянно нужно развивать увлечения сына или дочери: приобщайте их к посещению спортивных секций, кружков по интересам. Также необходимо определить круг обязанностей подростка. Это поможет развить его ответственность и самостоятельность.