МАЯК

Трагедия Великой Отечественной войны коснулась всех жителей Беларуси. Не стало исключением и Ерёмино. Немного осталось в нем жителей, которые сегодня могут нам поведать о жизни на оккупированной фашистами территории. К 80-летию освобождения Гомельской области мы побывали в гостях у Тамары Кулешовой. В начале войны ей было только три года, но воспоминания о том времени свежи до сих пор.

Как вспоминает женщина, на территории Ерёмино было довольно много немецких захватчиков:

— Они выселяли людей из домов, принуждали к труду, забирали практически все продукты. Мою семью выселили из дома в землянку, построенную отцом. Приходилось жить в постоянном страхе из-за бесконечных бомбардировок, обстрелов, присутствия фашистских захватчиков.

Изначально Ерёмино планировали сжечь. В то время практически все дома были деревянные. Однако населенный пункт спас окружной полковник немецкой армии, приказавший все прекратить.

— Ходили слухи о том, что он мог быть специально подготовленным русским разведчиком, — отметила Тамара Николаевна.

Фашисты поселились на окраине Ерёмино. Они создали специальные отряды для сбора продуктов с населения. Так, каждая семья должна была в обязательном порядке почистить и отдать ведро картофеля.

— Приезжали на лошади, которые везли огромный чан, куда и ссыпали всю очищенную картошку. Мы были еще совсем маленькими, поэтому у нас плохо получалось ее чистить. Однажды дошло до того, что немецкие солдаты отказались ее принимать. Бабушка разозлилась на них и сама высыпала все ведро прямо в чан. Вода расплескалась во все стороны, брызнула на немцев. Думали, ее накажут, но все обошлось. Бабушку защитил тот самый немецкий полковник, — вспоминает Тамара Кулешова.

Однако в то время не всем так везло. Житель Ерёмино Степан Сибилев был подпольщиком и ярым коммунистом, имел связи с партизанским отрядом «Большевик» и к тому же работал в НКВД. Однажды поздно вечером в конце 1941-го он навестил жену и троих детей. Это увидел сосед и сообщил полицаям. Степана Григорьевича увезли в тюрьму, а позже расстреляли. Сибилевых тоже арестовали, а наутро повезли на расстрел.

В Ерёминской средней школе хранится книга, где бережно собраны по крупицам воспоминания о тех годах оккупации. Из сохранившихся там воспоминаний дочери партизана Сибилева Любови Степановны можно узнать о дальнейшей их судьбе:

«Это был самый страшный период в моей жизни. За нами пришли два солдата с автоматами и офицер. Повели всю нашу семью на расстрел. Всех построили у канавы за деревней. Тогда мама выбежала вперед, упала на колени перед офицером, обхватила его ноги руками и, громко рыдая, стала целовать пыльные сапоги. Она била себя в грудь рукой, молила, чтобы не убивали детей. Нас отпустили, но долгое время мы прятались в подвале, пока немцы не ушли».

Освободили Ерёмино в 1943-м. Тогда же и воцарилось всеобщее счастье. И мы, потомки, никогда не забудем, через что прошли наши земляки.

Юнкор «Маяка» Захар БОЛБУКОВ.