Мы в соцсетях

Часто говорят, что имя, полученное при рождении, влияет на судьбу. Так ли это? Предлагаем разобраться вместе и начинаем цикл новых публикаций, посвященных людям с необычными именами.

Можно назвать ребенка в честь родственников или знаменитостей, выбрать имя по святцам или из полюбившихся фильмов и книг. Однако есть еще одна категория имен — созданных в конкретную эпоху и, отчасти, по идеологическим мотивам. Многие из них появились в советское время. Например, популярные до сих пор Владлен (расшифровывается, как Владимир Ленин) или Дамир («Даешь мир!») были придуманы, как раз, в тот период.

Сегодня мы хотим познакомить вас с обладательницей необычного советского имени, которое давали девочкам в 40-50-х годах. Сталина Ивановна Божкова — жительница агрогородка Ерёмино. Многие знают ее еще и как дочь Ивана Павловича Матвеенко, одного из самых заслуженных ветеранов войны нашего района, кавалера двух орденов боевого Красного Знамени, медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Наверное, папа — кадровый военный — и выбрал Вам такое необычное имя? — интересуюсь у нее.

Нет, его придумала мама Лидия Евгеньевна. Мы с сестрой-двойняшкой родились в 1953 году, спустя несколько месяцев после смерти Иосифа Виссарионовича. В то время это было огромное, искренне горе для всех советских людей. В нашей семье до сих пор хранится журнал «Огонек» с портретом вождя и три траурные повязки, с которыми папа, мама и старший брат ходили на митинг, — рассказывает Сталина Ивановна.

Словом, переживания были так велики, что одну из новорожденных дочек Лидия Евгеньевна твердо решила назвать Сталиной, второй досталось более привычное имя — Маргарита. Тем более, девочки родились в «день сталинской конституции» — 5 декабря. Долгие годы эта дата считалась праздничной, а день был объявлен выходным, что очень радовало маленьких сестер.

Кстати, когда Иван Павлович, счастливый отец, отправился в ЗАГС зарегистрировать малышек, то по дороге …забыл имя Сталина. Однако по-другому дочку называть не стал, вернулся, уточнил у жены. Кстати, у него самого был командир полка, с которым он дружил и после войны. Сослуживец в военное время горячо ждал Победу и пообещал именно так назвать будущую дочь. Слово свое, впоследствии, сдержал…

После смерти Сталина ситуация в стране изменилась: последовало «развенчание культа личности», которое одна приветствовали, а другие считали крахом всех идеалов. Отразилось ли это как-то на вашей семье?

Мы с сестрой родились в Калининграде, но к 1961 году, когда надо было идти в первый класс, уже переехали в Беларусь, жили в Ерёмино. Как раз в это время начались известные события: сносили памятники (помню, у нас в Костюковке их убрали за одну ночь), заставляли уничтожать собрания сочинений Сталина и другие книги, где упоминалось его имя. Папа тоже сдал всю такую литературу под расписку — не мог ослушаться приказа, — вспоминает женщина.— Что касается моего имени, то и здесь все было непросто. Маму вызвали в школу и ультимативно приказали: «Поменяйте дочери имя!». Но она имела свои принципы и не согласилась. Постепенно все привыкли, что я осталась Сталиной. Только некоторые учителя «окрестили» меня по-своему, Светланой. Было неприятно, но что поделаешь: я привыкла поддерживать маму, ее решение стало для меня святым. Думаю, это помогло мне выработать характер и целеустремленность, ведь уже в детстве пришлось столкнуться с непониманием…

Как относились люди к Вашему имени в более поздние годы, ведь эпоха Сталина была почти позабыта?

По-разному, кто-то — с удивлением, кто-то — с недоумением. Когда работала на заводе «Ратон», в нашем отделе договорились называть меня сокращенно — Лина. Однако этот вариант «не прошел», потому что, поднимая телефонную трубку, коллеги всякий раз не могли вспомнить, кто же такая эта «Лина». Пришлось вернуться к старому варианту, — улыбается Сталина Ивановна.

Своей дочке Вы тоже дали редкое имя?

Нет, ее зовут Валерией. Последнее слово при выборе было за папой. Он — профессиональный музыкант, хорошо улавливает созвучия, а потому утверждает, что Валерия Борисовна — отличное сочетание имени и отчества.

Никогда не приходилось упрекать родителей за то, что так «нестандартно» Вас назвали?

Разве что в детстве жаловалась, да и то больше в шутку. Имя — это индивидуальность, это то, что неотъемлемо от тебя всю жизни. Мне не нравится, когда люди начинают «выправлять метрики» по собственному желанию. Все-таки, у родителей есть интуиция, они с первых дней чувствуют характер ребенка. Так было и в моем случае, — говорит Сталина Ивановна.

…Давно ушла из жизни Лидия Евгеньевна, полтора года назад не стало Ивана Павловича. Их дочь бережно хранит память о родителях, их личные вещи, а также семейную историю своего имени, которое она достойно пронесла по жизни, несмотря на все трудности.

stalina.jpg

Архивное фото семьи Матвеенко

IMG_9035.JPG

Тот самый экземпляр журнала "Огонёк" 1953 года

Ирина Трипузова

На главном фото: Сталина с отцом Иваном Павловичем Матвеенко

Сталина — «именной» символ советской эпохи
Прочитано 433 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика