МАЯК

Уборка овощей в разгаре как на полях сельхозпредприятий, так и в фермерских хозяйствах. Урожай обещает быть хорошим, и вопрос сейчас стоит не о дефиците и качестве овощной продукции, а о том, как стимулировать торговлю для ее реализации. Об этом поговорили с руководителем фермерского хозяйства «МВГ-Агро» Василием Матарасом.

Фермерскому хозяйству «МВГ-Агро» уже тринадцать лет. На протяжении десяти из них оно признавалось лучшим в районе, а один раз стало победителем на республиканском уровне.

Залог успеха — эффективное землепользование, которое всегда во главе угла. А большие площади, которые составляют около 90 гектаров, позволяют хозяйству получать большие объемы овощей. Проблема сейчас заключается в другом: успешной реализации продукции.

— Ежегодно мы получаем не менее 2,5 тысячи тонн овощей борщевого набора: капусты, свеклы, моркови, лука. Часть из них закладывается в стабилизационный фонд, но вот продать получается не все. Скажем, в минувшем году из 1800 тонн овощей, заложенных в стабфонд, мы реализовали немногим более тысячи. Причины? Во-первых, невысокий спрос из-за того, что рынок перенасыщен. Во-вторых, политика торговых сетей, — отмечает Василий Матарас.

Действительно, отечественный производитель ограничен политикой сдерживания цен, которая проводится в нашей стране. Казалось бы, дело благое: не допускать роста цен во имя благополучия потребителя с разным уровнем дохода. Но на практике мы нередко приходим в большие супермаркеты и видим довольно высокий ценник и овощи из ближнего зарубежья — России или Казахстана. Ругать отечественных сельхозпроизводителей тут не стоит: чтобы получить большую выгоду от торговой наценки, ритейлеры предпочитают брать дорогой товар из-за границы, а не дешевый отечественный.

— В прошлом году мы продавали лук по 80 копеек за килограмм, в сетевых же магазинах лежал российский по цене свыше двух рублей за килограмм. Торговое предприятие, конечно, получило более высокую 30-процентную надбавку, но в накладе остался покупатель и местные производители, — поясняет Василий Григорьевич.

Не следует упускать и высокую конкуренцию между овощеводческими хозяйствами. Лидер по урожайности, Брестский регион, первым поставляет продукцию на рынок и диктует цену. Гомельчане могут конкурировать с ним, лишь тоже снижая цены и представляя привлекательные логистические решения.

Из всех овощей борщевого набора самым востребованным в минувшем сезоне был лук. Поэтому в фермерском хозяйстве «МВГ-Агро» подкорректировали планы посева и больше площадей отдали именно этому овощу.

— Отдаем предпочтение сортам голландской и японской селекции с лучшими вкусовыми качествами — «медуза», «веллингтон», «визион», «прогрессион». В среднем длина луковиц в диаметре составляет не менее шести сантиметров. Продукция хорошая, качественная. Уборку лука начали десять дней назад и уже заложили в хранилища около 500 тонн, — рассказывает Василий Матарас.

Хозяйство работает с оптовыми покупателями, и заявки на закупку лука от них уже поступают. Кроме того, овощами из Рассветной обеспечиваются учреждения здравоохранения Гомельщины.

— Дефицита овощей не будет точно. А чтобы покупатель смог приобретать их по низким ценам во всех торговых точках, хочется больше внимания со стороны торговых сетей и некоторой корректировки ценовой политики в целом, — добавляет глава фермерского хозяйства.

Ирина Трипузова. Фото Дарьи Каймович.