Не зря говорится, что без прошлого не бывает будущего. Есть люди, которые считают своим долгом увековечить и сохранить историческую память. И это становится не просто профессией или хобби, а делом всей жизни. Научный сотрудник музея «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Юрий Панков — из их числа.

После Великой Отечественной войны в исторической науке основной акцент делался на совершенном героическом подвиге бойцов Красной армии, подпольщиков, партизан, мирных граждан, говорит Юрий Панков. А вот о злодеяниях, которые совершали немцы и коллаборанты, говорилось в исторических текстах мало. Сказалась нанесенная травма.

— Если мы берем Гомельщину, то первая историческая публикация о злодеяниях немцев на территории области появилась в 1995 году. Когда занимался подготовкой выставки «Прощайте, люди…», посвященной геноциду белорусского народа во время Великой Отечественной войны, поднимал историографию. Так вот выяснялось, что этой теме ранее мало уделяли внимания. А ведь тема геноцида белорусского народа — это сотни трагических историй из жизни каждого региона страны. По сути, в военные годы немецкие оккупанты и их пособники превратили Беларусь в одну большую братскую могилу,— рассказывает Юрий Панков.

gjxrfjxrfjctyu.JPG

К началу Великой Отечественной войны у нацистов из верхушки Третьего рейха были планы по уничтожению не только еврейского населения, но и славян.

— Когда читаем фразы, сказанные Гиммлером о том, что на территории Советского Союза нужно уничтожить порядка 20-30 млн. евреев и славян, то это говорит о колоссальных последствиях, ожидавших советских граждан. Немцы готовили эти земли под колонию, — поясняет Юрий Панков.

thjxrtghjjutyjudrt.JPG

На территории Гомеля в период оккупации действовало несколько карательных органов. Самыми страшными были тайная полевая полиция, служба безопасности, городская тюрьма, куда свозили людей, а вывозили уже на расстрел в район.

— К сожалению, всех мест захоронения мы не знаем, потому что на достаточно большой территории Гомеля и окрестностей проводились расстрелы, что-то было исследовано в процессе работы Чрезвычайной государственной комиссии, что-то находится по сей день, и эти находки страшные. Они свидетельствуют о целенаправленном уничтожении населения. Сотни мирных жителей Гомеля и его окрестностей погибли при эвакуации населения накануне освобождения города. Тех, кто мешкался и не хотел покидать дом, убивали на месте. Из показаний немецкого военнопленного Генриха Гупе, который служил в штабной роте 299-й пехотной дивизии вермахта, доподлинно известно: в начале войны убийством мирного населения занимались в основном полицейские, коллаборанты, эсэсовцы, а с 1943 года к подобным злодеяниям подключился вермахт. Так вот, согласно показаниям военнопленного, только его рота на небольшом участке местности — улица Барыкина - Монастырёк — 14 октября 1943 года во время «эвакуации» населения расстреляла и сожгла более 90 человек. А что творилось в этот период в Гомеле…, — приводит данные историк.

rthzrtjxurjudtyjudtyhuk.JPG

После войны Чрезвычайная государственная комиссия расследовала злодеяния, вскрывались страшные факты, а находки повергали в ужас: возле Лебяжьего пруда в парке была обнаружена братская могила. Там лежала женщина, а рядом с ней — дети, убитые с особой жестокостью, говорит Юрий Панков:

— Люди цеплялись за жизнь из последних сил, женщины пытались укрыть своим телом малышей. В том же Лещинском лесничестве были найдены могилы, куда родители упали замертво, а детей закопали живыми. Это страшно…

Сегодня благодаря кропотливой работе с архивами, исходя из рассказов живых свидетелей, обнаруживаются новые места массовых расстрелов мирного населения в годы войны. Продолжает изучаться местность ранее установленных территорий.

yjxrtghxrthxyrtyhxrthxdty.JPG

— Из свидетельств очевидцев известно, что, например, на красненской земле немцы расстреляли тысячи безвинных людей, которых сбрасывали в противотанковый ров. Доподлинно известно, что мест уничтожения мирного населения в окрестностях Красного множество. Территория Чёнковского леса, так называемый 9-й километр, в актах Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков указана буквально красной чертой. Что касается новых мест, то нужно детально изучить данные о 6-м километре шоссе «Гомель–Речица», которые фигурируют в архивах. Также досконально нужно исследовать архивные данные по деревне Рассветная, где также могли производиться массовые расстрелы мирного населения,— отмечает историк.

В последнее время все больше возникает вопросов: стоит ли обнародовать страшные находки времен Великой Отечественной войны и поднимать костные останки неупокоенных людей. Так вот, отвечая на вопрос, Юрий Панков цитирует красноармейца, который, умирая вблизи Красного, прошептал нашедшему его мальчонке: «Похороните нас по-человечески». И это завещание людей, которые лежат в тех братских могилах.

Ирина КОНОВАЛОВА.Фото Дарьи КАЙМОВИЧ.

Научный сотрудник музея «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Юрий Панков — о сохранении исторической памяти
Прочитано 830 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Яндекс.Метрика