МАЯК

О расстрельных ямах в Чёнковском лесу уже много рассказано. Однако, когда своими глазами видишь то, через что прошли наши земляки, погибшие от рук нацистов и их пособников в период с 1941 по 1943, по спине пробирается холодок. Представители идеологического актива Гомельского района в рамках семинара посетили фашистский «конвейер смерти».

По кровавым страницам истории

Полевые поисковые работы в Чёнковском лесу были начаты в октябре прошлого года в рамках возбужденного Генеральной прокуратурой Беларуси уголовного дела о геноциде белорусского народа. На поиски точного места захоронения была потрачена не одна неделя. О массовом захоронении была известна всего одна строчка архивных данных о том, что на 9-м километре трассы Гомель-Чернигов были уничтожены 4 еврейский гетто и мирные жители. Помогли костные останки, найденные при удалении деревьев в той области леса. Однако впереди еще предстояла долгая и непростая работа.

— На протяжение практически трех лет нацисты жестоко и цинично убивали мирных граждан из близлежащих деревень, скидывали тела в ямы и захоранивали. На сегодняшний день обнаружено 29 расстрельных ям, из 24-х извлечено около 600 костных останков, которые направлены на судебно-криминалистическую экспертизу, а также порядка тысячи сопутствующих находок. В результате изучения места расположения и количества немецких стационарных блиндажей, найденных в этом месте, удалось установить, что здесь располагалась стационарная немецкая расстрельная команда численностью не менее 500 человек. Люди здесь содержались там какое-то время, после чего их расстреливали, — рассказал заместитель прокурора Гомельского района Александр Шинкарев.

Прокуратуре Гомельского района удалось найти свидетельницу тех лет: женщину, мать которой в 11-летнем возрасте содержалась в этом месте. По ее воспоминаниям раньше в этом месте была лесная поляна, куда людей сгоняли с окрестных деревень со всем их нехитрым скарбом под предлогом переселения. По периметру это место был обтянуто колючей проволокой. Все эти люди содержались там от двух до четырех недель, после чего группами уничтожались. В силу того, что женщина была ребенком, маленькой и малозаметной, ей удалось сбежать.

Как рассказал Александр Шинкарев, масштабы того, что происходило в Чёнковском лесу, до конца еще не известны, хотя уже год здесь ведутся полевые поисковые работы:

— Сложность полевых поисковых работ в этом месте заключается в том, что костные останки начинаются на глубине двух метров. Под верхним слоем еще как минимум четыре слоя захоронений, так как глубина их здесь достигает пяти метров. Поэтому в одном захоронении останки не менее 65 человек. Причиной смерти было два выстрела – основной и контрольный. Поза людей, о чем свидетельствует экспертиза, была либо на коленях, либо лежа лицом вниз. Чтобы люди не сопротивлялись и не смогли сбежать, им связывали руки за спиной перед казнью. Это видно на останках практически в каждом случае. Есть останки людей, у которых на черепах нет следов огнестрельных ранений, однако кости их перемолоты. Разгадку того, что с ними случилось дали результаты экспертизы и найденные фрагменты немецких ручных гранат. Людей еще живыми забрасывали в ямы и после этого бросали туда гранаты. Люди погибали в страшных муках.

Доказательства не лгут

Поисковые работы сложные, так как технику использовать нельзя, поэтому раскопки ведутся только вручную силами солдат 52-го отдельного поискового специализированного батальона Министерства обороны. Никак ускорить этот процесс нельзя, потому что есть угроза повредить целостность костных останков или пропустить важную находку.

— Конечно, годы, проведенные в земле, не сохранили многие важные находки. Среди улик вы не увидите чемоданы, однако ручки от них, замки — сохранились и являются неопровержимым доказательством того, что люди не знали о своей скорой гибели. Мы не нашли здесь ни одного предмета, который мог бы принадлежать военнопленному. Только вещи мирных жителей, — отметил Александр Шинкарев.

Примечательными стали осколок тарелки родом из Черниговской области. Историю ее появления в Чёнковском лесу удалось найти в архивах. Как рассказал Александр Шинкарев, в 1942 году из города Щёрс и окрестных деревень немецкие оккупанты погнали жителей в сторону Гомеля. Далее судьба их была неизвестна и только спустя 80 лет найденные останки рассказывают миру свою ужасающую историю. Также была найдена чашка с эмблемой «Луганск», хозяин которой покоится в расстрельной яме.

— Команда карателей уничтожала безжалостно и была интернациональна. Этому свидетельствуют найденные упаковки от португальских консерв, польского спиртного. Фашисты цинично использовали расстрельные ямы как места для мусора, — рассказал командир взвода 52-го отдельного поискового специализированного батальона Министерства обороны Владислав Бердник.

Отдельная часть поискового стола отведена под фрагменты стрелковых боеприпасов, как от советского вооружения, так и от немецкого. Интересной находкой является гильзы от пистолета «Кольт» 1911 года с маркировкой на донце "45 ACP", принятой на вооружение немецкой армии в определенных подразделениях перед самым началом войны. Также немцы активно использовали трофейное оружие под свой боеприпас. Например, немецкие гильзы калибра 7,63 мм оружейного завода Geco идеально подходили к пистолету ТТ, пистолету-пулемету системы Шпагина. Все находки будут переданы в музей.

Найденные доказательства и останки — не демонстрация, а голые факты преступлений, вершившихся фашистами против белорусского народа. Наглядная демонстрация производит неизгладимое впечатление, ведь в отличии от западных соседей мы никогда не забудем ту боль и ужас, что молчаливо хранит в себе белорусская земля.

Виктория ФУТРИНА. Фото автора.