×

Предупреждение

JLIB_APPLICATION_ERROR_COMPONENT_NOT_LOADING

Весь мир гордится нашим земляком – Национальным героем Чили – как выпускником Горной школы в Париже, как правило, игнорируя роль семьи и окружения Игнацыя Домейко, а также годы, проведенные им в Щучинской пиарской школе и Виленском университете и сыгравшие важнейшую роль в становлении его как личности.

Общество друзей полезного развлечения, или филоматов, родилось 1 октября 1817 года в стенах Виленского университета. Первоначальной целью этого тайного студенческого патриотического и просветительного объединения было самообразование и самоусовершенствование, основанное на дружбе. В 1818 году под влиянием преподавателя университета Иоахима Лелевеля у союза появились общественные цели, а в 1819 году программа филоматов приобрела политическую и патриотическую окраску. Общество прекратило существование в 1823 году.

Предлагаем вниманию читателей «Маяка» фрагменты из книги «Игнат Домейко: жизнь изгнанника (1802 – 1889)», написанной его правнучкой, австралийской писательницей Пас Домейко. Перевод книги с испанского языка на русский сделан Ольгой Равченко под редакцией Эммы Прибыльской.

 

«Они называли себя филоматами – «стремящимися к знанию».  Группа из девятнадцати человек требовала от членов своего общества высочайших интеллектуальных и моральных качеств. Игнацы был удивлён, что его приняли, так как он был самым младшим в группе и наименее просвещённым. Общество филоматов не являлось политической организацией. Было удивительно, что все члены общества ладят между собой, поскольку каждый из них был яркой личностью, имел свой круг интересов и проводил исследования в своей области. Все они обладали чувством юмора. Всех их объединяла любовь к родной земле, родному языку, фольклору и католической религии.

Каждые две недели филоматы собирались, чтобы обсудить философские и научные темы, почитать литературные рукописи и сделать их критический разбор, помогая друг другу в этой работе. Часто они читали патриотические стихи Адама Мицкевича, многие из которых Томаш Зан положил на музыку. Они были вынуждены собираться тайно, потому что полиция вникала во всё, что могло быть истолковано как подрывная деятельность. Филоматы стали верными друзьями и старались не упускать прекрасные моменты, которые дарила им студенческая жизнь. Это было чисто идеалистическое, романтическое общество – продукт своего времени и сложившихся обстоятельств. Романтизм шагал по планете, и весь мир говорил о революции в Соединенных Штатах Америки и её идеалах, равно как и о Французской революции с её социальными экспериментами, с её свободой, равенством и братством.

Филоматы встречались за городом, на лугу, куда стекались разными путями. День проводили за пением, чтением стихов и собственных сочинений. К вечеру расходились. Возвращались в город тоже разными путями, поодиночке, стараясь не привлекать к себе внимания.

Престиж филоматов рос, поэтому даже школьники, не говоря уж о студентах университета, стремились вступить в филоматы. Тогда лидеры сформировали другое общество, большее, и назвались филаретами – «любящими добродетель». В первоначальной группе остались всё те же девятнадцать человек. В то время в университете были и другие тайные организации, но филоматы и филареты были самыми престижными, поскольку в них принимали только лучших студентов.

В мае 1838 года по приглашению правительства молодой Чилийской Республики Игнацы Домейко отправился преподавать минералогию в лучшем из лицеев страны. «В юности он нашёл истинное счастье в успехе своей интеллектуальной деятельности и в принадлежности к группе людей, разделявших его цели и убеждения, – настоящих друзей. Как ему не хватало дружеских отношений, общих интересов, родства душ, которые существовали между филоматами!

Игнацы знал, что, возможно, никогда больше не встретит ничего подобного. Он чувствовал себя одиноким, иностранцем, изгнанником, живущим в далёкой чужой земле. Он проделал огромную работу и получал удовлетворение от своего занятия, которое всегда считал самым благородным из всех, – преподавания... У него оставалось одно-единственное средство, чтобы забыть печаль и тоску: погрузиться в работу».

Еще в годы студенчества Домейко познакомился с так называемой «исторической системой» и «Инструкцией для составления описания N-ского прихода N-ского уезда N-ской губернии», которой пользовались филоматы в родных местах во время каникул. Он научился применять комплексный подход в исторических исследованиях, используя, помимо летописных известий, данные археологии, этнографии, фольклористики, топонимики. Обязательной составляющей изучения истории считалось путешествие. Разбросанные по разным уголкам света филоматы имели прочную базу, заложенную Виленским университетом, и успешно применяли свои исследовательские навыки в новых условиях, распространяя их на другие области знаний.

Ученый с мировым именем Игнацы Домейко четырежды избирался ректором Чилийского университета, заслужил почетное гражданство Чили и самую высокую в стране персональную пенсию, сделал много научных открытий, но в июле 1883 года, в возрасте восьмидесяти двух лет, он вернулся в Европу, где его принимали как героя. «Услышав столько похвал, Игнацы подумал, что они звучали не только для него, но и для целого поколения, выросшего под крылом у Виленского университета, равно как и другим филоматам – движению, к которому он принадлежал вместе с Адамом Мицкевичем, Томашем Заном и другими его верными друзьями. Он был одним из немногих живых представителей той славной эпохи и выжил благодаря Божьей милости, работая, путешествуя и страдая в далёких землях. А сейчас он возвращался на родину, испытывая гораздо большую к ней любовь, чем когда был вынужден её покинуть. Игнацы осознавал, что ему страшно повезло».

Однако в Европе Домейко понял, что все эти годы менялась не только его родина, но и сам он и жизнь вокруг него, и принимает решение вернуться в Чили, чтобы быть похороненным рядом с горячо любимой супругой.

«В день его похорон 24 января 1889 года возле дома Домейко люди собрались в ожидании катафалка, который должен был отвезти гроб с телом в собор. В толпе были бывшие студенты, большинство из которых – уважаемые члены чилийского общества, Конгресса и представители значимых профессий. Эти люди, желая отдать ему последний долг, выпрягли лошадей из экипажа и по очереди везли катафалк в собор».

Как невосполнимую потерю воспринял мир смерть нашего земляка – Национального героя Чили. Всю жизнь Игнацы Домейко упорно стремился к знанию и нес его людям.

Анастасия ХАРКЕВИЧ

Игнацы Домейко – последний из филоматов
Прочитано 881 раз
Другие материалы в этой категории: Ипуть собирала друзей »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

 

Архив

« Июль 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Яндекс.Метрика