Мы в соцсетях

Одного из самых уважаемых жителей Красного — ветерана Великой Отечественной войны Веру Константиновну Зайцеву — в агрогородке знают практически все, хотя родом она — из другого района. Будучи юной девчонкой, стала партизаном, внесла свой посильный вклад в общую Великую Победу.

Когда началась война, ей шел только одиннадцатый год.

Помню, как в один из августовских дней 41-го года в деревню пришли немцы, было очень страшно, — вспоминает Вера Константиновна. — Все старались спрятаться, ведь тех, кто постарше, отправляли на работу в Германию. Я как-то под печкой просидела день, а может и больше, там же и спала. Мама приходит, а меня нет, перепугалась, да еще и соседи говорят: «Верку твою нигде не видно, может и ее в машину кинули…». Только когда в деревне немного поутихло, я выбралась из своего укрытия. Вот было радости маме!

Отец, как и многие мужчины деревни Канава Журавичского района (сегодня — Рогачёвский), с первых дней войны ушел на фронт. Вскоре попал в плен, но ему чудом удалось вернуться на родину.

Помню, в то время женщины ходили по концлагерям искать своих отцов, мужей и сыновей, — продолжает ветеран. — В одном из пленных узнали моего папу, помогли добраться домой. Он был худым, осунувшимся, постаревшим. Ненависть к фашистам уже очень скоро привела отца вместе с его двоюродным братом к партизанам.

В том же, 1943-м году, в отряд имени Чапаева, который входил в Журавичскую партизанскую бригаду, была зачислена и 12-летняя Вера. Так юная девчонка стала связной.

Мы хоть и были детьми, а помогали немало, — с гордостью говорит Вера Константиновна. — Я обеспечивала подпольный партизанский отряд данными о движении немецких войск по шоссе Могилёв – Гомель, а также о расположении немецких и полицейских гарнизонов в Рогачёве, Быхове, Довске и других населенных пунктах. Собирала оружие, патроны, гранаты и, когда удавалось, еду, затем все передавала нашим партизанам. Как-то к маме пришла соседка и сказала, что видела, как я ехала на телеге с немцем: «Ты, Маня, смотри: придут наши, расстреляют дочь, не посмотрят, что она еще ребёнок». На самом деле, я ехала с партизаном, переодетым в немецкую форму.

По словам ветерана, никто не должен был знать, что в деревне есть сопротивление. Жители опасались полицаев, которых считали хуже фашистов. А сама Вера Зайцева до сих пор не может понять: как можно продать Родину?!

Об окончании войны она узнала только через четыре дня. В воскресный день вместе с мамой и братом отправилась в Журавичи на рынок. А там — играет музыка, люди поют и танцуют, кричат на всю округу: «Победа! Победа!»

После того, что мы пережили, сколько видели боли и горя, в эти заветные слова так сразу трудно было поверить, — продолжает рассказ Вера Константиновна. — Я никогда не сомневалась, что мы одержим победу, но все равно осознание пришло не сразу. Это в Журавичах по рации оперативно передали информацию, а в нашей деревне еще некоторое время люди были в неведении. Тогда же мы узнали, что отца больше нет.

IMG_3377.jpg

IMG_3385.jpg

IMG_3382.jpg

В послевоенное время Вера Зайцева ездила поднимать целину, вышла замуж, успела и в городе поработать. А затем переехала в Красное, трудилась дояркой в колхозе «Победа». Растила детей и внуков, занималась домашним хозяйством. Сегодня, несмотря на почтенный возраст, продолжает вести активный образ жизни, является постоянным подписчиком «Маяка».

Олег Дубовец

Фото Елены Зайцевой

Память огненных лет: партизанская юность Веры Зайцевой
Прочитано 873 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика