Мы в соцсетях

Во время войны в Красном дислоцировался немецкий полк. Два года, до конца октября 1943 года, фашисты творили здесь бесчинства. В окрестностях Гомеля был выкопан глубокий противотанковый ров. Использовали его фашисты в качестве братской могилы. В 1944 году местный житель Казимиров писал своей сестре Дусе: «50 тысяч расстрелянных немцами и 30 тысяч угнанных на каторгу в Германию из нашего Гомеля домой уже не вернутся никогда. Отец рассказывал, что в противотанковом рву на красненской земле немцы расстреляли много тысяч безвинных людей». Учитель Красненской средней школы Александр Меркуль, показывая текст письма, задается вопросом: «Что же это тогда, как не геноцид мирного населения в годы войны? Имея такие факты, переписать кому-то историю уже не получится».

Когда в 70-х годах собирали воспоминания жителей Красного, то все они указывали сведения о массовых расстрелах военнопленных и мирного населения в районе Красного и Красного Богатыря. По словам историка Александра Меркуля, доподлинно известно, что место уничтожения мирного населения в окрестностях Красного — не одно.

— В 2018 году были проведены раскопки, работали бойцы 52-го отдельного специализированного поискового батальона, — рассказал Александр Меркуль. — Были обнаружены костные останки 139 человек, 28 из них являлись красноармейцами, а 111 — мирное население. По результатам экспертизы костных останков установлено, что среди жертв войны были и безвинные дети. Если говорить о найденных предметах, то они точно демонстрируют временную хронологию произошедшего. Как пример, найденные при раскопках в Чёнковском лесу монеты, датированные 40-ми годами, уж точно нельзя отнести к более ранним историческим периодам. Эти доказательства — непреложная истина, с которой не поспоришь.

sf5ds5bv4qa45a_2.JPG

О том, что немцы производили массовую зачистку в городе, убедительно говорят цифры. Перед войной в областном центре насчитывалось 140 тысяч граждан. Когда Красная Армия в ноябре 1943-го освободила Гомель, то в нем было 18-19 тысяч жителей.

— При отступлении архивы уничтожались, поэтому многие сведения нам не известны. О некоторых фактах расстрелов мирного населения во время войны мы уже узнаем из свидетельств очевидцев, а также из сохранившихся писем. В одном из текстовых воспоминаний мы прочли, что немцы могли расстрелять женщину, ребенка, старика по одному лишь подозрению. Паренек, который как-то принес в дом найденную винтовку, был схвачен немцами. За этот проступок казни подверглась вся его семья, а дом, где те проживали, был сожжен, — рассказывает Александр Меркуль.

Историк уверен, что знающий человек защищен от лжи и исторических искажений. А злодеяния, которые совершались на белорусской земле фашистами и их пособниками, не должны быть забыты. Александр Меркуль уверен, что молодежь должна знать правду об этих злодеяниях:

— В период проведения раскопок в Красном мы посещали с детьми места захоронений мирных жителей. Там же школьникам рассказывали известную по архивным данным хронологию событий. Мы должны понимать, что политика геноцида советских граждан была спланирована задолго до начала войны. Это подтверждает выписка из «памятки немецкого солдата»: «…уничтожь в себе жалость и сочувствие — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…». Пока мы будем помнить и знать, что такое нацизм, понимать, какие беды несет это явление людям, мы сможем защитить свою страну. А если забудем — это повторится. Это необходимо донести и до нашей молодежи, чтобы она ценила мирную жизнь и уважительно относилась к историческому прошлому.

Ирина КОНОВАЛОВА. Фото автора.

Геноцид не имеет срока давности: военные страницы истории агрогородка Красное - в рассказе историка Александра Меркуля
Прочитано 1300 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Яндекс.Метрика