Мы в соцсетях

Последнюю неделю автоматными очередями сыплются сообщения от транснациональных корпораций. Одни заявляют о полном уходе из России (а заодно — из Беларуси), другие — о приостановке своей деятельности, третьи — о постепенном выходе из бизнеса в наших странах… Прямо хочется полюбопытствовать: вы это всерьез или пытаетесь давить на психику? И кому — нам или себе? Уйдете с рынка — испугали дикобраза кактусом! Местные производители на самом деле спят и видят, когда им транснациональные корпорации (да и в целом импортные производители) освободят места на полках. Да, пострадает сегмент маркетологов, мерчандайзеров, логистов и других «узких» специалистов и консультантов, которые обслуживали импортные потоки и получали, кстати, в большинстве случаев, не самые плохие зарплаты. Но для промышленности уход многих компаний — сигнал к ренессансу. Тем более что по большинству позиций есть отечественные аналоги. Или возможность их производить. Почему этим раньше не занимались? Сдерживались разными международными договорами и обязательствами. 

По законам новой справедливости

Намедни широкий спектр автоконцернов заявил о прекращении поставок комплектующих и запасных частей на территорию Союзного государства. Предполагаю, что у многих автомобилистов что-то екнуло в груди: все-таки большинство ездит на иномарках. Локализованных, выпущенных в той же России, но все-таки импортных. Даже наследник «Жигулей» семейство Lada является по генезису все-таки французско-японской машиной. 

Мировые автоконцерны сделали мощные заявления. Но забыли про одну деталь: их присутствие и монополия (будем называть вещи своими именами) по определенным товарным позициям определялись не какими-то ноу-хау или уникальностью конструкции, а во многих случаях — международными договорами. В том числе и в рамках Всемирной торговой организации. Еще несколько лет назад на уровне Евразийского экономического союза специалисты в области антимонопольного законодательства обсуждали вопрос: не стоит ли при определенных условиях по некоторым критичным товарным позициям отменять запрет на параллельный импорт, например? И приводили веские доводы: иногда импортные производители беззастенчиво «доят» наши рынки, выставляя более высокие цены, чем у себя на родине. И ряд скандалов случался. Скажем, в одном из городов ЕАЭС (кстати, не белорусском) объявили тендер на поставку медицинского оборудования. Выиграл его предприниматель, предложил хорошую цену за немецкий бренд, поставил партию товара, которую с шумом и помпой… уничтожили: производитель не давал разрешения на вывоз своей продукции за рубеж. В итоге ее признали на территории ЕАЭС контрафактной, результаты тендера аннулировали, ввезенную продукцию уничтожили и объявили новые торги. Их выиграл один из официальных дилеров, но цена оказалась значительно (чуть ли не кратно) выше «нелегального». Отсюда вопрос: не слишком ли много некоторые (в данном случае не говорю про всех) западные компании зарабатывали на наших рынках, пользуясь своей интеллектуальной собственностью и международными договорами ее защиты? Конечно, разработки — дело дорогое, требуют и глубокой научной работы, соответствующего лабораторно-технического обеспечения и множества других составляющих. Я это все понимаю и принимаю. Но вопрос-то в другом (он и раньше неоднократно ставился ребром): не слишком ли много некоторые западные корпорации на нас зарабатывают? Именно на нас, предоставляя в других странах на свою продукцию кратно преференциальные истории? Справедливо ли? Как мне кажется — нет. С какой стороны ни посмотри: социальной, рыночной или какой-то другой. Особенно в критических отраслях. Например, фармацевтики, медицинских приборов и изделий, обеспечения транспортной инфраструктуры, продовольственной безопасности и некоторых других сфер деятельности. 

У нас есть славянский шкаф

Поэтому лично я нисколько не переживаю от громкого ухода или приостановки деятельности, о чем заявляют некоторые иностранные компании. Да ради бога! Не только булки, котлеты, чипсы и газировку мы умеем производить. Если какие-то европейские производители той же мебели не хотят работать на нашей территории — да ради бога. Да, их продукция удобная, функциональная и недорогая. Да, привыкли мы жить с определенными брендами одежды. Но это не значит, что белорусские предприятия не могут делать такие же вещи. Наш легпром годами отшивал для именитых итальянских и французских компаний модные коллекции. А наши фабрики делали мебель по заказам иностранных корпораций. Поэтому и руки, и голова у нас работают. И прилично. Можем и придумывать, и делать. По большому счету, и продавать. 

Почему же на наших полках толпилось столько импорта? Тут вопрос не маркетинга, а исторической несправедливости, не побоюсь этого слова. Дело в том, что многие крупные импортные компании заходили на наш рынок в 1990-е — начале 2000-х. Во-первых, в то время еще было определенное очарование Западом, его экономикой, промышленностью и товарами. Романтическое, но ошибочное. Поэтому иной раз иностранным фирмам давали зеленый свет более яркий, чем отечественным производителям. Во-вторых, не всегда продуманно государства постсоциалистического мира подключались к тем или иным международным договорам, которые были прописаны под интересы иностранных корпораций. И эти обязательства в некоторых случаях гирями висели на ногах отечественных отраслей, которые не могли взять старт для развития. 

В-третьих, не надо забывать про эффект масштаба. Как заметил один известный белорусский предприниматель, в его задачу входит не только выпустить качественный и конкурентоспособный по цене товар, предложить его рынку. Не менее важно не спровоцировать маркетинговой войны с транснациональными корпорациями слишком быстрым захватом доли на рынке. А выиграть маркетинговую войну у крупных мировых производителей местным компаниям практически невозможно. «У них рекламный бюджет на нашу страну больше, чем стоимость всего моего предприятия», — четко обозначил шансы на победу тогда предприниматель. И в-четвертых, когда транснациональные корпорации начинали оккупировать наш потребительский рынок и завоевывать наши умы и сердца, отечественная промышленность с трудом выбиралась из шоков, которые испытала после развала Советского Союза и нарушения экономических связей. И на рынке творились пустота и дефицит. И еще лет 15—20 назад наши производители реально не могли заместить импорт по многим позициям. Но сегодня иная ситуация: у нас есть мощности, которые способны закрыть потребности по широкой гамме продукции. И добровольный уход иностранных конкурентов — не трагедия, а один из благоприятных факторов для развития собственных производств. В том числе малого и среднего бизнеса, который в прошлые времена не мог пробиться к потребителю сквозь плотные ряды импортной продукции. Появилась реальная возможность выйти на оперативный простор.

Источник sb.by

Для отечественных производителей освободится место с уходом с внутреннего рынка западных компаний
Прочитано 581 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика