Гомельский аэропорт: развитие, реконструкция и новые маршруты
02.11.2025 600
А вы когда-нибудь обращали внимание, ожидая свой рейс в аэропорту, на эти удивительные ощущения: время будто замедляется перед взлетом или, напротив, ускоряется, приближая вас к цели? Объявляется посадка, и внутри трепет — небо невозможно не любить.

Однако обслуживание воздушного пространства — это не эйфория от ожидания в зоне вылета и плавного взлета, не восторженное наблюдение за игрой облаков через иллюминатор. За привычными для пассажира процедурами регистрации, сканирования багажа и спокойного взлета скрывается сложнейшая система, в которой переплетаются технологии, безопасность людей и каждого этапа — от трапа до приземления в назначенной точке. Это огромная ответственность, которую берет на себя каждый сотрудник аэропорта. Только в гомельском филиале предприятия «Белаэронавигация» сегодня трудится таких преданных делу почти триста человек.
Надо сказать, что в послевоенной Беларуси сеть авиалиний стала стремительно развиваться, в том числе и в нашем регионе. Появляется маршрут Гомель — Светиловичи, а на Полесье — в Ельске, Петрикове, Лельчицах, Турове и других поселках — оборудуются посадочные площадки. Интенсивность полетов росла, и это потребовало создания оснащенных современным для того времени навигационным оборудованием диспетчерских пунктов. В середине 60-х становится очевидным, что для приема воздушных судов нужна новая, с большими мощностями и возможностями площадка. Так в конце 1965 года в четырех километрах севернее Гомеля, недалеко от деревни Поколюбичи, начинается строительство новой воздушной гавани. Торжественное открытие состоялось в мае 1967-го. Авиапарк пополнился тремя Ан-24, затем Ту-134, Ту-154 и Як-40, и в расписании пассажирских рейсов впервые появились Минск, Москва и Киев.
В начале 90-х гомельский аэропорт получает статус международного: создаются пограничная, таможенная, санитарно-карантинная службы, соответствующий международным стандартам сервис. Казалось бы, вот он, новый этап развития. Но распад СССР сыграл свою роль. Объемы авиаперевозок резко упали, начались проблемы с выполнением регулярных пассажирских рейсов.

Были проведены масштабные работы по реконструкции и обновлению искусственных покрытий аэродрома, светосигнального оборудования, радиотехнических средств, инженерной инфраструктуры, привокзальной площади и многое другое. Транспортный парк пополнился спецтехникой по содержанию аэродрома и обслуживанию взлетных полос.
— Предприятие «Белаэронавигация» вложило колоссальные средства в развитие Гомельского аэропорта, — рассказал начальник Гомельского филиала Николай Мурашко. — На необходимом уровне поддерживается состояние основных элементов аэродрома. Значительные средства вкладываются в развитие инженерной инфраструктуры аэродрома и аэропорта в целом. Пополняется транспортный парк, спецтехника по содержанию аэродрома и обслуживанию воздушных судов. Запланирована реконструкция зоны вылета авиапассажиров, замена технологического оборудования. И персонал аэропорта, и сама авиагавань готовы принимать как пассажирские, так и грузовые суда.
Кстати говоря, пропускная способность гомельского аэропорта сегодня — пятьсот пассажиров в час, а технические характеристики аэродрома и аэропорта позволяют принимать и обслуживать
воздушные суда с максимальной массой до 191 тонны.
— В 2023 году мы получили практически второе свое рождение, — говорит Николай Анатольевич. — Из Гомельского аэропорта возобновились регулярные полеты в Москву, а затем и в Санкт-Петербург. И эти направления оказались весьма востребованы. Также восстановлены прямые чартерные перевозки в Шарм-эль-Шейх, Хургаду и Анталию. Полеты совершают воздушные суда компании «Белавиа». Сейчас прорабатываются и другие маршруты.
За девять месяцев этого года аэропортом «Гомель» выполнено более 380 пассажирских авиарейсов — как регулярных, так и туристических. Планируется обслужить в общей сложности более
60 тысяч пассажиров. Аэропорт «Гомель» является основным запасным и вторым аэропортом после Национального аэропорта «Минск» по объему обслуживаемых пассажиров. А возобновление рейсов, безусловно, положительно скажется на развитии всего гомельского региона.

Наталья ЛУТЧЕНКО. Фото Екатерины ЩЕРБИНОЙ.

Однако обслуживание воздушного пространства — это не эйфория от ожидания в зоне вылета и плавного взлета, не восторженное наблюдение за игрой облаков через иллюминатор. За привычными для пассажира процедурами регистрации, сканирования багажа и спокойного взлета скрывается сложнейшая система, в которой переплетаются технологии, безопасность людей и каждого этапа — от трапа до приземления в назначенной точке. Это огромная ответственность, которую берет на себя каждый сотрудник аэропорта. Только в гомельском филиале предприятия «Белаэронавигация» сегодня трудится таких преданных делу почти триста человек.
От 30-х годов прошлого века…
7 ноября 1933 года в Минске открылся аэропорт, и самолет К-5 выполнил первый пассажирский рейс в Москву. Именно отсюда начинает свой отсчет гражданская авиация Беларуси. Спустя три года, в 1936 году, в Гомеле, в квад-рате современных улиц Головацкого, Малайчука, Советской и Юбилейной, был открыт аэродром. Главная его задача определялась как транспортное содействие в оказании населению срочной медицинской помощи. А дальше в историю вмешалась Великая Отечественная война. Работу аэродром возобновил вскоре после освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков — 27 января 1944 года. В 1947-м он стал выполнять гражданские рейсы.Надо сказать, что в послевоенной Беларуси сеть авиалиний стала стремительно развиваться, в том числе и в нашем регионе. Появляется маршрут Гомель — Светиловичи, а на Полесье — в Ельске, Петрикове, Лельчицах, Турове и других поселках — оборудуются посадочные площадки. Интенсивность полетов росла, и это потребовало создания оснащенных современным для того времени навигационным оборудованием диспетчерских пунктов. В середине 60-х становится очевидным, что для приема воздушных судов нужна новая, с большими мощностями и возможностями площадка. Так в конце 1965 года в четырех километрах севернее Гомеля, недалеко от деревни Поколюбичи, начинается строительство новой воздушной гавани. Торжественное открытие состоялось в мае 1967-го. Авиапарк пополнился тремя Ан-24, затем Ту-134, Ту-154 и Як-40, и в расписании пассажирских рейсов впервые появились Минск, Москва и Киев.
В начале 90-х гомельский аэропорт получает статус международного: создаются пограничная, таможенная, санитарно-карантинная службы, соответствующий международным стандартам сервис. Казалось бы, вот он, новый этап развития. Но распад СССР сыграл свою роль. Объемы авиаперевозок резко упали, начались проблемы с выполнением регулярных пассажирских рейсов.

…До дня сегодняшнего
В истории гомельского аэропорта новый этап наступил в 2008 году, когда после реорганизации он вошел в состав государственного предприятия «Белаэронавигация». Необходимо было не только приложить много усилий, знаний, провести сотни четких расчетов, но и вложить значительные финансовые средства.Были проведены масштабные работы по реконструкции и обновлению искусственных покрытий аэродрома, светосигнального оборудования, радиотехнических средств, инженерной инфраструктуры, привокзальной площади и многое другое. Транспортный парк пополнился спецтехникой по содержанию аэродрома и обслуживанию взлетных полос.
— Предприятие «Белаэронавигация» вложило колоссальные средства в развитие Гомельского аэропорта, — рассказал начальник Гомельского филиала Николай Мурашко. — На необходимом уровне поддерживается состояние основных элементов аэродрома. Значительные средства вкладываются в развитие инженерной инфраструктуры аэродрома и аэропорта в целом. Пополняется транспортный парк, спецтехника по содержанию аэродрома и обслуживанию воздушных судов. Запланирована реконструкция зоны вылета авиапассажиров, замена технологического оборудования. И персонал аэропорта, и сама авиагавань готовы принимать как пассажирские, так и грузовые суда.
Кстати говоря, пропускная способность гомельского аэропорта сегодня — пятьсот пассажиров в час, а технические характеристики аэродрома и аэропорта позволяют принимать и обслуживать
воздушные суда с максимальной массой до 191 тонны.
— В 2023 году мы получили практически второе свое рождение, — говорит Николай Анатольевич. — Из Гомельского аэропорта возобновились регулярные полеты в Москву, а затем и в Санкт-Петербург. И эти направления оказались весьма востребованы. Также восстановлены прямые чартерные перевозки в Шарм-эль-Шейх, Хургаду и Анталию. Полеты совершают воздушные суда компании «Белавиа». Сейчас прорабатываются и другие маршруты.
За девять месяцев этого года аэропортом «Гомель» выполнено более 380 пассажирских авиарейсов — как регулярных, так и туристических. Планируется обслужить в общей сложности более
60 тысяч пассажиров. Аэропорт «Гомель» является основным запасным и вторым аэропортом после Национального аэропорта «Минск» по объему обслуживаемых пассажиров. А возобновление рейсов, безусловно, положительно скажется на развитии всего гомельского региона.

Наталья ЛУТЧЕНКО. Фото Екатерины ЩЕРБИНОЙ.
Популярное
