На территории Гомельского района за текущий год по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом зафиксирован рост на 12% хищений с использованием компьютерной техники в сети интернет. Какие уловки используют мошенники и как не стать жертвой киберпреступления, журналисту «Маяка» рассказал начальник 2-го следственного отделения Гомельского РОСК Иван Сидьков.
Способы и приемы, используемые мошенниками при совершении преступлений, постоянно изменяются. Как рассказал Иван Сидьков, в последнее время популярность набрало хищение денежных средств об-маном через популярные социальные сети:
— Человека заинтересовывает объявление о продаже товара. После обсуждения условий покупки злоумышленник оставляет номер банковской карты, куда потерпевший должен перевести оговоренную сумму, после чего товар будет отправлен почтой. Однако продавец взятых на себя обязательств не выполняет и спустя время перестает отвечать или вовсе исчезает.
Зачастую такие группы в социальных сетях являются фейковыми. Они работают некоторое время, а когда пользователи сети понимают, что это мошенники — закрываются и на месте группы создается новое сообщество с новым названием.
— В августе этого года неустановленное лицо, используя в социальной сети «Инстаграм» фейковую группу «maximum_sports_top», обмануло жительницу Гомельского района на сумму свыше 120 рублей. Женщина хотела прибрести спортивный костюм, перевела деньги, но продавец товар так и не выслал. Другую жительницу района аналогичным образом обманули на 140 рублей через группу «Flowersdres», в которой она пыталась приобрести цветы, — рассказал Иван Сидьков.
Обычно мошенники привлекают жертв необоснованно низкими ценами или акционными предложениями. При заказе товаров в таком интернет-магазине покупателя просят внести предоплату. Дальше в течение нескольких дней продавец будет придумывать отговорки и обещать скорую доставку товара, а после и вовсе бесследно исчезнет либо пришлет продукт ненадлежащего качества. Цель мошенника — обмануть максимальное количество людей за короткий срок.
— Если вы хотите купить товар по предоплате, помните, что серьезные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек, банковскую карту или счет мобильного телефона, — посоветовал Иван Сидьков. — Поищите в интернете информацию о магазине, как долго он находится на рынке. При необходимости потребуйте от продавца информацию о юридическом лице и проверьте ее, используя общедоступные базы данных налоговых органов и реестр юридических лиц. Убедитесь, что у вас есть адрес, по которому можно направить претензию в случае доставки некачественного товара. Будьте бдительны, и это убережет вас от неприятных инцидентов.
Виктория ФУТРИНА. Фото из открытых источников.