Количество хищений с банковских карт жителей Гомельского района за первые месяцы текущего года увеличилось многократно. Это объясняется и сетевой безграмотностью граждан, и тщательно разработанными схемами мошенничества.
Посредник за «копейки»
Сегодня многие предпочитают хранить свои сбережения в электронном виде, и это становится приманкой для злоумышленников. Мошенничеством в интернете, как правило, занимаются целые группы, территориально находящиеся далеко за пределами нашей страны. Но к своим темным делам они умудряются привлекать наших соотечественников, обещая легкий заработок за минутную работу.
— Деньги, похищенные с карт-счетов граждан, в большинстве случаев переводятся на карточки, легально оформленные нашими соотечественниками, но находятся там недолго и оперативно уходят за рубеж, — поясняет первый заместитель начальника ОВД Гомельского райисполкома Юрий Рубан. — «Транзит» денежных средств обеспечивают люди, привлеченные объявлениями о заработке в интернете. С ними связываются в мессенджерах и предлагают определенную сумму только за то, чтобы открыть карт-счет на свое имя, передав все реквизиты
виртуальному нанимателю.
Знают ли дропы (именно так называют людей, которые помогают «отмывать» нелегальные деньги) о том, что становятся причастными к преступлению? Возможно, кто-то и находится в неведении. Но большинство не может не замечать, что через счета, зарегистрированные на их имя, проходят весьма солидные суммы (ведь существует банковское СМС-оповещение и аналогичные сервисы). Вот здесь бы и сообщить о своем «открытии» в правоохранительные органы, но никто из дропов этого делать не спешит: ведь из многотысячных операций «копейки» перепадают и им.
Кибермошеннический роман
Один из случаев кибермошенничества вполне может быть основой для художественного произведения.
Молодая девушка стала жертвой злоумышленника, представившегося по телефону сотрудником банка. Мошенник использовал привычный алгоритм: сообщил о возможном несанкционированном переводе денег, выведал реквизиты счета и похитил все, что было на банковской карте.
Девушка попыталась дозвониться обманщику, однако, как известно, в мессенджерах никто из «профессионалов вишинга» на входящие звонки не отвечает. Тогда она начала писать слезные сообщения о том, что лишилась последних денег и оказалась в крайне сложном положении.
Что-то в этих посланиях тронуло злодея, и он… связался со своей жертвой. Правда, до конца благородным киберразбойник не был:
— Ты же понимаешь, что украденные деньги мы не вернем. Но можешь попробовать эту сумму заработать.
А дальше последовало предложение стать дропом: оформлять на свое имя карты и электронные кошельки. Девушка, которая на себе испытала, что значит стать жертвой вишинга, как ни странно, согласилась. А затем и вовсе воспылала самыми горячими чувствами к своему нанимателю.
Все это еще раз подтверждает, что кибермошенники — тонкие психологи и манипуляторы. Любое предложение от неизвестного, полученное в мессенджере или по интернету, следует обдумать и проанализировать. Ведь часто, предлагая легкий заработок, вас хотят использовать и сделать соучастником преступления.
ИП со странной специализацией
Стоит сказать и о предприимчивых людях, которые, улавливая тенденцию, стремятся заработать на «массовой поставке» виртуальных и телефонных номеров побольше денег.
— В Беларуси был случай, когда индивидуальный предприниматель зарегистрировал на себя и реализовал 500 виртуальных номеров для регистрации в мессенджерах и социальных сетях. Затем пошла дальнейшая перепродажа — в Россию, Украину. А позже злоумышленники начали связываться через них с потенциальными жертвами вишинга, — отметил Юрий Рубан. — Аналогичные случаи были с перепродажей телефонных СИМ-карт в больших количествах. Предприниматель, не задумываясь, дал в руки мошенникам инструмент для работы. А ведь он не мог не догадываться, с какой целью производится такая массовая закупка номеров…
Дропы могут быть привлечены к ответственности как соучастники преступления и понести серьезное наказание. Стоит ли этого прибыль, полученная ими за сомнительные дела? Ответ однозначный: «Нет».
Ирина Трипузова. Инфографика БелТА.