В нашей стране работает государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021—2025 годы, в рамках которой много внимания уделяется подросткам. К примеру, на Могилевщине сейчас проходит областная акция «Будь здоров, подросток!», другие регионы к кампании тоже подключились. Созданы специализированные центры с разнообразными профильными специалистами, а на Полотчине и вовсе действует единственная в стране программа осознанного материнства, где главные герои истории — шестинедельные куклы-манекены. Поговорим о здоровье подрастающего поколения и его воспитании с врачом года в номинации «Врач-педиатр» Еленой СТЕПАНЕЦ, которая работает в Полоцкой детской поликлинике.

— Елена Владимировна, в чем особенность подросткового периода и почему именно тогда дети и их родители сталкиваются с трудностями?

— Дело в том, что в это время происходит созревание практически всех систем организма ребенка. Мышцы, легкие, сердце и другие органы становятся такими, как у взрослого, меняется гормональный фон, а вот восприятие мира остается детским. Появляется ощущение собственного «я», но мальчики и девочки пока не могут полностью отвечать за свои поступки, руководить эмоциями. В результате возникают проблемы подросткового периода. Родителям переходный возраст их детей объясняю обычно так: это время, когда птенец вырастает из гнезда и ему мешают его крылья. Прежде его кормили, приносили червячка и другую добычу, но теперь у него выросли собственные крылья, ему хочется вылететь из гнезда. Он вылетает, и вдруг оказывается, что никто червячка в открытом мире не принесет, все надо добывать самому. Эти противоречия именно в подростковом возрасте очень яркие: ребенок чувствует силу, возможности, но страшится будущего и не знает, как эти возможности применить. В медицинском аспекте подобное состояние называем соматовегетативной дисфункцией, когда из-за высокого напряжения нервной деятельности, психологических противоречий у детей возникают проблемы в школе, семье, со сверстниками. Как это преодолеть? Прежде всего не потерять доверие подростка и дать ему самостоятельность, поддерживая в сложных моментах. Человек, особенно формирующийся, в любой ситуации должен иметь точку опоры. Для ребенка это в первую очередь семья, на которой лежит большая ответственность за его воспитание. Ведь все повторяется зеркально: как родитель воспринимает этот мир, так он учит его воспринимать и детей. Как родитель относится к труду — так и его дети будут делать. Вместе с самостоятельностью, предоставленной ребенку, постарайтесь грамотно установить определенные рамки, контролирующие его поведение.

— Нужно ли в подростковом возрасте добавлять физическую активность?

— Люди тысячелетиями были собирателями и охотниками, имели достаточную физическую нагрузку. При этом нельзя сказать, что они были менее интеллектуальны, чем мы. Человек должен развиваться буквально во всех сферах, применяя не только умственную, но и физическую активность, которой действительно в некоторой степени не хватает современным детям. Раньше ребятня на улице резвилась, бегала, общалась. Нынешние же подростки сидят в одной комнате и что-то обсуждают, причем чаще всего через смартфон. Но ведь для развития личности важно уметь считывать эмоции собеседника, настраиваться с ним на одну волну, разговаривать глаза в глаза. Вопросы общения в нашем мире стоят достаточно остро. Многие люди не умеют открыто рассказать о своих эмоциях, переживаниях, вести живой диалог. Засилье гаджетов влия­ет в дальнейшем на построение полноценных половых отношений. Учить ребенка общаться и выражать мысли нужно как можно раньше. К примеру, спросите его: «Тебе сегодня грустно? Наверное, потому, что в дневнике не очень хорошая оценка? Расскажи, пожалуйста, что случилось в школе». Если сын или дочь с детства будут открыты родителям, то не наступит тяжелого девиантного поведения в подростковом периоде.

— Мы говорим о психологических моментах. А что, если к ним присоединились еще и органические расстройства?

— Не надо стесняться приходить к доктору и рассказывать о том, что случилось. У нас в стране созданы центры, дружественные подросткам, где оказывают психологическую и медицинскую помощь. Они работают в каждой крупной детской поликлинике. Мы, педиатры, приходим в школьные коллективы и рассказываем детям о половом созревании, о сохранении и ценности нравственности, девственности, вреде ранних половых отношений, отвечаем на интересующие их вопросы. Так должны поступать и родители, без стеснения отвечая на все вопросы ребенка, но с учетом его возраста. Пятилетнему малышу, к примеру, можно рассказать, что дети сначала находятся в животике у мамы, а потом они рождаются на свет. Происходит это, когда мама и папа любят друг друга и живут вместе. В нашей детской поликлинике, к слову, работает программа осознанного материнства, в которой участвуют девочки-подростки. Они получают домой запрограммированную куклу — симулятор шестинедельного младенца. Условный ребенок столько же весит, как настоящий, так же плачет, когда хочет есть или нужно сменить подгузник. Кукла по нескольку раз просыпается ночью. На все подросток должен отреагировать, а за тем, насколько качественно он это сделает, следят чипы, встроенные в бутылочку с молоком, подгузник и другие предметы. Перед этим девочка составляет перечень товаров, необходимых для ребенка, и идет в магазин. Так она получает представление о том, что малыш требует материальных и физических вложений. В Полоцке пока это единственная в стране подобная программа.

— В подростковом периоде организм активно растет, вытягивается. Хватает ли ему витаминов и микроэлементов?

— О дефиците питательных веществ говорить не приходится: на магазинных полках какая хочешь продукция. Единственное, важна профилактика витамина D, потому что дети много времени проводят в помещениях и им не хватает солнечного света. А все живое растет на солнышке, поэтому оно в жизни подростка должно обязательно присутствовать. Дозировку витамина нужно согласовать со своим педиатром. Что касается других биологически активных добавок, то организм больше, чем необходимо, их не возьмет. Если родители считают, что ребенок получает достаточно питательных веществ из пищи, то без дополнительных можно обойтись. В народе говорят: девочку надо красиво одеть, а мальчика — накормить. Действительно, в этих словах есть рациональное зерно, поскольку девочки развиваются постепенно, а у мальчишек наступает период, когда в организме происходит особый толчок и как никогда понадобится сбалансированное питание, богатое белком и углеводами. В первую очередь белком, чтобы наращивалась мышечная масса.

— А как быть с любимым фастфудом?

— Пищевые предпочтения формируются в семье и прививаются с раннего возраста — до трех лет, максимально до 12. Потом изменить их сложно. И ответственность за то, что ест ребенок, лежит на взрослом: покупают продукты и готовят их мама или папа. Ребенок может только определить объем пищи, а также желание, хочет он есть или нет. Если в детском саду малышу предложат запеканку, а он откажется ее съесть, воспитатель не скажет: «Нажарю тебе оладушек». Или ешь запеканку, или жди следующего приема пищи. Как же поступают родители? Вместо нежеланной каши могут предложить своему чаду мороженое, пирожное, чипсы… И это ошибка. Также в семье важны общие приемы пищи, хотя бы раз в неделю. С тех пор как малыш научился сидеть, он должен видеть, как едят другие, как держат приборы. Совместные приемы пищи — прекрасное время, чтобы получить удовольствие от еды и общения. Словом, чтобы не потерять подростка, правильно воспитать его и привить ему лучшие качества, относитесь к нему уважительно — ведь трудно быть молодым.

Источник: sb.by 

Врач: разговаривайте с подростком, будьте откровенны, дайте самостоятельность, но не убирайте точку опоры
Прочитано 414 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Яндекс.Метрика