МАЯК

Имя гомельчанина Николая Дворникова навсегда вписано в историю борьбы за единство Советской Белоруссии с западными белорусскими землями, оказавшимися под польской властью. Мужественный человек, комсомолец-патриот, он верил в великое будущее своей страны. О жизни героического земляка журналист «Маяка» поговорила с заместителем директора по научной работе Гомельского областного музея военной славы Константином Мищенко.

В память о Николае Дворникове у нас осталось совсем мало раритетов: в годы Великой Отечественной войны его родные были вынуждены уничтожить большую часть фотографий и документов. Ведь при обнаружении их гибель грозила бы всей семье комсомольца-героя. Сам Николай Николаевич пал смертью храбрых еще в 1938 году, сражаясь как воин-интернационалист за свободу Испании.

Подпольная работа в Западной Белоруссии была одной из самых значимых страниц его биографии.

— После заключения Рижского мира в 1921 году на долгие 18 лет значительная часть белорусских земель оказалась под польской властью. Названные «поляками второго сорта», наши соотечественники потеряли право на свой язык, возможность учиться и развиваться. Они могли только сравнивать свою жизнь с теми весточками о совершенно новых перспективах, которые открывались перед жителями Советской Белоруссии. Но и в Стране Советов помнили своих братьев, были готовы поддержать их борьбу против гнета польских панов. Среди участников подпольной работы на территории Западной Белоруссии был и наш земляк — Николай Дворников, — рассказывает Константин Мищенко.

Выходец из рабочей семьи, Николай Дворников в юности участвовал в строительстве Дворца железнодорожников, работал на «Гомсельмаше». Ярко показал себя на комсомольской работе: например, поехал в Тереховский район на место секретаря райкома, убитого кулаками. А позже добровольно отправился заниматься подпольной деятельностью в Западной Белоруссии.

— От него не скрывали, насколько тяжелой и опасной была эта работа. Но Николай спокойно выслушал пре-дупреждения и сказал: «Никогда я не был так тверд в своем решении, как теперь…», — отмечает Константин Мищенко.

Его избрали секретарем окружкома, а затем первым секретарем подпольного комитета комсомола Западной Белоруссии. И вскоре под началом Николая Дворникова были организованы забастовки в Вильно и Белостоке, Кобринское крестьянское восстание. По заданию ЦК Коммунистической партии Западной Белоруссии он был одним из организаторов покушения на провокатора Стрельчука, выдавшего многих активистов-подпольщиков. Интересный факт: будущего известного поэта Максима Танка тоже одним из первых заметил наш земляк и содействовал в передаче его стихов в Советскую Белоруссию. Позже поэт посвятит ему поэму «Николай Дворников».

Люди, хорошо знавшие Дворникова, отмечали и его удивительный ораторский талант, и важные навыки подпольщика: умение обезоружить врага, скрыться в толпе, проявить величайшую выдержку или быстро принять решение.

После того как подпольная деятельность в Западной Белоруссии для Николая стала невозможна, он, отказавшись от отдыха, уехал на Гражданскую войну в Испании. Воевал на стороне республиканцев и погиб в 1938 году в горах Эстремадуры.

— В нашем музее есть книга «История философии», принадлежавшая Николаю Дворникову, и произведение Якова Дробинского «От Гомеля до Эстремадуры» с автографом автора, посвященное жизни нашего земляка. Героическая биография удивительного человека, мечтавшего о свободе для всех и боровшегося за нее, вдохновляет и учит многому, — отмечает Константин Мищенко. — Он прожил всего лишь 29 лет, но успел сделать так много, что другим хватило бы на несколько жизней. К сожалению, Николай Николаевич не увидел воссоединения Советской и Западной Белоруссии, не дожил до 17 сентября 1939 года. Но память о нем живет, и в День народного единства живые цветы вновь лягут к мемориальной доске на улице, названной в честь героя.

Ирина Трипузова.
Фото Дарьи Каймович.