МАЯК

Вышивание — популярнейший вид рукоделия, который пришел к нам из глубины веков. Предки бережно хранили и передавали традиционные узоры, многие из которых имели особый смысл и сакральное значение. Нынешние мастерицы также любят работать с иглой и нитками, но привносят в свое творчество и новые мотивы, форматы, техники. О том, что дарит вышивка нашим современницам, поговорили с рукодельницей из агрогородка Новая Гута Юлией Петрушеней.

Юлия Анатольевна — творческий педагог, учитель русского языка и литературы Новогутской средней школы. Успешно реализовываясь в своей профессии, в свободное время она всегда много времени уделяет рукоделию.

— Я хорошо вяжу, шью. Владею разными видами декоративно-прикладного творчества. Но больше всего люблю вышивать крестом. Сегодня, мне кажется, занятие рукоделием приобретает немного иную функцию, чем десятилетия назад, — рассказывает Юлия Петрушеня. — Для наших предков оно имело утилитарное значение: сшить одежду, изготовить вещи, необходимые для дома. А для нас — это момент творческого самовыражения, возможность побыть наедине со своими мыслями и, сосредоточившись на работе, отвлечься от будничных проблем.

Каждая ее вышивка — это очень качественная, тонкая работа, но с современными мотивами. Из-под иглы в руках мастерицы выходят вышитые городские пейзажи, бытовые сценки, натюрморты и даже… роскошные автомобили. Все созданные стежками-крестиками картины достойны быть оформленными в раму и стать оригинальным украшением парадных помещений. Однако Юлия Анатольевна, улыбаясь, говорит, что не стремится обязательно выставлять свои изделия на всеобщее обозрение:

— Вышиваю, прежде всего, для себя. Это стало ежедневным ритуалом: какое-то время провести за рукоделием, добавить новые стежки в очередную композицию.

Тем не менее некоторые ее работы были представлены на выставках декоративно-прикладного творчества Белорусского проф-союза работников образования и науки, в экспозициях Терюхского сельсовета к районным праздникам и произвели там настоящий фурор.

Интересно, что когда-то наши прабабушки собирались шить, прясть и вышивать на «вячорках» — вечерних посиделках в одной из сельских хат. А вот нынешние мастерицы общаются в онлайн-формате.

— Я нашла единомышленниц через социальные сети и вступила в онлайн-клуб гомельских вышивальщиц. Мы создаем посты и выкладываем фото вышивок, которые находятся в работе, чтобы поддержать друг друга или посоветоваться, — рассказывает наша героиня.

Она отмечает, что нынче рукодельницы имеют гораздо более широкие возможности, чем были у их предшественниц. Можно найти любые нитки для вышивания (например, у самой Юлии Анатольевны есть работы, где использовано по 25–40 видов нитей различных оттенков), приобрести заготовки с узорами или даже наборы, где под конкретное изделие уже подобраны ткань, канва, нитки и игла. А современные мобильные приложения помогают самостоятельно создавать любые схемы для вышивки крестом.

Тем не менее главная составляющая этого вида рукоделия — кропотливая, старательная и творческая работа вышивальщицы — не меняется и спустя столетия. А прекрасные вышивки, в которые мастерица вкладывает душу, по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

Ирина Трипузова. Фото Дарьи КАЙМОВИЧ.