МАЯК

Письменная культура, которая стоит у истоков цивилизации трех братских народов, включает в себя не только слово как содержание, но его оформление средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества. В этом уверены авторы уникального проекта по изучению графического искусства древнеславянской письменности художник-педагог Виталий Чернобрисов из Минска, учитель Ерёминской ДШИ Гомельского района Дмитрий Чак и изограф Дмитрий Ковалёв из Гомеля.

Как отметил в беседе с журналистом «Маяка» Дмитрий Чак, проект имеет практическое применение и будет интересен в первую очередь для педагогов, которые смогут использовать его как базу в творческой работе с детьми по теме «Славянский шрифт».

— Мы подготовили основу для того, чтобы педагоги и ученики открыли для себя глубокий и чудесный мир письменной культуры наших предков, ознакомились с высокохудожественными достоинствами древнеславянского шрифта, — рассказывает Дмитрий Чак. — Результатом изучения культурного наследия станет подготовка и практическое воплощение в графике, живописи, стенной росписи, мелкой пластике произведений, где стилистически, композиционно и органично будут сочетаться текст и изображение, выполненные в славянском стиле.

Изучение графического искусства предлагается начать с изречения святого евангелиста Иоанна: «В начале было Слово» (Ин. 1:1). Например, в некоторых культурах и духовных практиках до сих пор сохранилось сакральное отношение к написанию имени Бога.

— Отношение наших предков к написанию тоже было сродни священнодействию. По преданию, святые и равноапостольные Кирилл и Мефодий с чудесной Божьей помощью положили начало славянской письменности, поэтому сакральным стало не только слово, но и буква, — отмечает Дмитрий Чак.

Для педагогов этот проект станет отличным подспорьем для проведения интересных и познавательных занятий-путешествий в удивительный мир древней письменности. Взрослые и дети изучат старинные способы написания — стройный и четкий, но одновременно округлый и мягкий «устав», более быстрый и простой в написании наклонный «полуустав» и затейливую, с переплетающимися между собой буквами, скоропись.

— Страница рукописной книги богато оформлялась орнаментами и сплетенной с ними алым заголовочным почерком — «русской вязью», — делится Дмитрий Чак. — Праздничным, нарядным декоративным украшением выглядят в древнерусских летописях буквицы — символичные, образные и легко читаемые.

Авторы проекта утверждают: как при каноническом единстве нет шаблонного однообразия в иконописании, так нет его и в написании текста. Каждый изограф вносил что-то свое в начертание и оформление книг. Поэтому сейчас педагоги и учащиеся открывают для себя все богатство письменных источников древности, которые вызывают восхищение исключительным вкусом, совершенным композиционным чувством и высочайшей художественной культурой безымянных писцов, изографов и переплетчиков. Но это — основа, и каждый, воплощая сегодня древнюю письменность, может импровизировать и привнести нечто свое.

Логическим завершением изучения древнеславянской письменности станет создание монументальной формы, как плод коллективного труда. Будет ли это изображение или текст, выполненный в славянском стиле, с буквицей и орнаментом, — решат педагог и ученики. Но авторы проекта убеждены — эта роспись должна стать противовесом графитти и стрит-арту, явлению из-начально протестному и деструктивному.

— В идеале хочется устроить нашу среду обитания не только комфортной, но и духовно чистой, вернуть ей близкие и понятные нашей душе славянские черты. Поэтому при разработке проекта мы руководствовались словами известного российского графика, иллюстратора и педагога Владимира Фаворского: «Защищая славянскую культуру, мы защищаем культуру общечеловеческую», — сказал в завершение нашей беседы Дмитрий Чак.

Ирина ГРОМЫКО

Иллюстрации предоставил Дмитрий Чак