Мы в соцсетях

Реставрационные работы для Елены Глушаковой и Натальи Лазебниковой — одно из направлений деятельности как епархиальных древлехранителей. Благодаря их кропотливому труду и профессионализму иконы получают вторую жизнь и используются по прямому назначению — способствуют молитвенному общению с Богом. Журналисты «Маяка» посетили домовой храм-музей и реставрационную лабораторию Гомельского епархиального управления, чтобы узнать историю возрождения святынь.  

Храм-музей

Домовой храм в честь Собора всех Белорусских Святых был освящен в августе прошлого года. От других церквей его отличает наличие экспонатов в специальных витринах — богослужебных книг, а также старинные иконы, которые отражают историю иконописи на территории Гомельской области и разные исторические события.

IMG_864485.JPG

IMG_863689.JPG

IMG_844724.JPG

Исключительную духовную и историко-культурную ценность представляют иконы святителя Николая (конец XVI–начало XVII вв.), Божией Матери «Знамение» (середина XVIII в.), Покрова Пресвятой Богородицы (вторая половина XVIII в.).

— Всем этим образам грозила гибель, сейчас же они возвращены в церковный обиход, — рассказывает настоятель храма, секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев. — У каждого образа в этом храме — своя судьба. Некоторые из них в свое время пострадали не от стихийных бедствий и времени, а от человеческого невежества в годы богоборчества.

IMG_870467.JPG

Настоятель храма подвел нас к иконе Матери Божией с Младенцем, которая написана в начале XVII века, в период расцвета эпохи Возрождения.

— Этот образ уникален по нескольким причинам, — отметил настоятель храма. — Он был сложным объектом для реставрации, так как поверх оригинального изображения позже наложили еще два слоя. Более того, в процессе восстановления иконы обнаружилось, что в нее стреляли! Если присмотреться, можно увидеть следы от картечи.

IMG_833716.JPG

В середине XIX века на территории нынешней Беларуси строили немало православных храмов, убранство для которых (иконы, богослужебные книги, облачение, утварь) доставляли из Российской империи. Именитые люди заказывали на Афоне списки (точные копии) особо чтимых икон для новых церквей. Они отличались размерами, манерой письма, убранством.

«Скоропослушница» — одна из них, написана в 1901 году неведомым иноком-иконописцем на Афоне, — отметил Георгий Алампиев. — Еженедельно по средам перед ней совершается акафист, и любой желающий может прийти вознести молитвы о себе, родных и близких.

В храме-музее в алтаре находится и образ одного из самых чтимых святых — Николая Чудотворца. Ранее он находился в деревне Кравцовка, но его состояние вызывало тревогу. Поэтому икону привезли в реставрационную лабораторию епархии. И вовремя — через несколько дней молитвенный дом сгорел…

Рассказывать о храме, иконах и других экспонатах, собранных в музее, протоиерей Георгий Алампиев может много. Но отмечает главное — все, что здесь собрано, — не просто музейные экспонаты, а святыни, используемые во время богослужения. Таким образом, они не просто сохранены для будущих поколений, но и выполняют те функции, для которых были созданы.

IMG_865592.JPG

IMG_8466713.JPG

 

Работа по сбору и возрождению святынь Гомельской земли проводится на протяжении нескольких лет по благословению архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана, благодаря которому в нашей епархии стало возможным такое уникальное явление, как храм-музей. Кстати, в Гомельской области это — второй такой церковный музей. Первый создан в Туровской епархии, и у истоков его создания также стоял владыка Стефан, в то время — епископ Туровский и Мозырский.

— В 30-летний юбилей обретения мощей праведного Иоанна Кормянского, 31 мая, в присутствии Митрополита Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси состоится торжественное открытие музейной экспозиции, — добавил Георгий Алампиев. — Ее основу составляют иконы, книги, нумизматическая и археологическая коллекции, старинные облачения, богослужебная и храмовая утварь.

В рамках миссионерской и духовно-просветительской работы епархиальное управление проводит выставки совместно с ведущими музеями, библиотеками и выставочными галереями области и республики. А помещение домового храма-музея используется для проведения экскурсий, лекций и даже мастер-классов.

Реставрация с сохранением исторического облика

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2014 году в Русской Православной Церкви был введен институт епархиальных древлехранителей. В их обязанности входит учет, систематизация и обеспечение условий хранения предметов старины. Одновременно и в Гомельской епархии был принят ряд постановлений по вопросу сохранности произведений духовного историко-культурного наследия, начато формирование фондов епархиального древлехранителя.

На протяжении шести лет действует реставрационная лаборатория. На первый взгляд она больше напоминает мастерскую художника. Отчасти так оно и есть: некоторые образа стоят на мольбертах, как картины, на столах — десятки кисточек, баночек с краской и других принадлежностей, необходимых реставраторам в процессе работы.

— В Беларуси нет учреждения образования, которое бы готовило специалистов в этой области, — рассказывает Елена Глушакова, которая отдала любимому делу более 30 лет.

 

После окончания художественного училища в Гомеле она по распределению приехала в Ветку работать педагогом в детской школе искусств. Там же познакомилась с директором Ветковского музея народного творчества Галиной Нечаевой, которая и предложила молодому специалисту попробовать себя в другом направлении — стать реставратором.

— В течение нескольких лет заочно училась в Москве в реставрационной мастерской музея иконы имени Андрея Рублёва, — рассказывает Елена Владимировна. — Это дало мне колоссальный опыт, но практика превзошла самые смелые ожидания: порой буквально открывала заново первоначальный образ, который был изображен на доске или холсте, покрыт красками, сусальным золотом или цвечен серебром.

IMG_4668766.JPG

 

В процессе работы реставраторы удаляют загрязнения, исправляют повреждения и заполняют специальным составом вмятины и трещины, восстанавливают и укрепляют основу и слой краски. Прежде чем начать восстанавливать образ, оценивают степень повреждения, объем и характер предстоящей работы. Иногда приходится делать рентгеновский снимок или биохимический анализ!

— Реставратор сродни хирургу: и тот, и другой следует правилу «Не навреди!», поэтому должен представлять объем повреждений и четко знать, что нужно сделать. В случае восстановления икон в сложных случаях рентген помогает выявить количество поздних слоев на оригинале, — рассказывает Елена Владимировна.

Реставратор демонстрирует несколько икон, над которыми работает вместе с Натальей Лазебниковой: потемневшие, в трещинах, с отслаивающейся краской, написанные на дереве, которое «побили» жучки-древоточцы. Трудно поверить, что это вообще подлежит восстановлению! Однако перед нами раскрывается и другая картина — икона, о которой не скажешь, что она была на грани гибели, о чем свидетельствуют фотографии, на которых скрупулезно запечатлен весь процесс реставрации.

Как отмечает древлехранитель, они тесно сотрудничают с музеями республики: обмениваются опытом и проводят научные изыскания.

IMG_8746680.JPG

IMG_875786.JPG

IMG_8668791.JPG

— В наших фондах есть настоящие шедевры, которые отражают богатейшую историю развития церковного искусства на территории Беларуси, — поясняет Елена Владимировна. — Например, образа древнебелорусской иконографии, на которые огромное влияние оказала древнерусская техника иконописи, а также времен Ренессанса и так называемые «народные» — в чем-то наивные, но с глубоким духовным смыслом. Гомельщина — уникальный край: здесь переплелись как этнокультурные, так и межконфессиональные традиции.

Древлехранитель отметила, что в среде реставраторов и ученых придерживаются разных точек зрения относительно степени восстановления икон. Это касается эстетического восприятия: когда остаются лишь фрагменты образа, то вопрос, актуальный для искусствоведа — восстанавливать утраченное или нет, для реставратора икон просто не существует.

— Мы стараемся вернуть первоначальный облик целиком, чтобы верующие, глядя на него, видели священный образ единым целым, — добавляет древлехранитель Наталья Лазебникова, член Белорусского союза дизайнеров. — Проводим определенные работы — тонирование, цвечение, роспись и другие, чтобы возродить икону, дать ей вторую жизнь. В данном случае реставратор — лишь помощник иконописца, ему нельзя привносить свое «я». Но когда постепенно «проявляется» истинный образ, особенно после нескольких поздних слоев, приходит ощущение сотворенного чуда сопричастности написанию святого образа.

Ирина ГРОМЫКО. Фото Марины ВАСИЛЬЕВОЙ.

Древлехранители Гомельской епархии восстанавливают старинные иконы
Прочитано 1055 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика