Мы в соцсетях

В канун Дня освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков с экспертами поговорили о гетто, преступлениях, которые совершали нацисты в оккупированном Гомеле, а также о новых подходах в деле сохранения исторической памяти.

О событиях в начале войны, когда Гомель подвергся массированному обстрелу, известно из архивов и дневников очевидцев. В своем дневнике сестра Героя Советского Союза Тимофея Бородина Лидия Степановна об этом писала так: «Страшную трагедию пережил в дни войны наш Гомель. Он был одним из первых городов, которые с самого начала войны подверглись воздушному нападению фашистской авиации…»

58df8f48fsb8sbs_7.JPG

58df8f48fsb8sbs_6.JPG

58df8f48fsb8sbs_2.JPG

58df8f48fsb8sbs_3.JPG

Научный сотрудник музея «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Юрий ПАНКОВ рассказывает, что с 13 по 15 августа 1941-го немецкая авиация целенаправленно уничтожала не военные объекты, а жилые дома и административные здания:

— Сначала сбрасывались осветительные, после скидывали на город зажигательные снаряды и завершающим этапом были фугасные. 19 августа начались бои за город, бойцы Красной Армии и народного ополчения, которые обороняли Гомель, вынуждены были отойти к левому берегу реки Сож и в последующем выйти на новые рубежи обороны уже в Брянской области. В августе 1941-го немецкие войска взяли Гомель, где на то время проживало свыше 140 тысяч человек. В оперативном плане город включили в зону армейского тыла группы армий «Центр». Вся власть принадлежала командованию охранной дивизии, армейским частям, военно-полевым и местным комендатурам. С первых же дней оккупанты принялись устанавливать жестокий по отношению к местному населению режим. Первыми, кого это коснулось, стали представители еврейской национальности. Исторически они проживали в Гомеле большой диаспорой.

В городе было создано 4 гетто: в поселке Монастырёк, бывших казармах военного училища, домах на улице Быховской и на территории ветлечебницы в Новобелице. В начале ноября 1941-го евреи, содержащиеся в гетто, были уничтожены.

58df8f48fsb8sbs_5.JPG

58df8f48fsb8sbs_8.JPG

58df8f48fsb8sbs_4.JPG

Юрий Панков подчеркивает, что за период немецкой оккупации погибло свыше 4 тысяч узников гетто. В Гомель собирали не только местных евреев, их привозили также из районных центров, деревень и даже из Европы. Известно, что в гомельских гетто уничтожались евреи, которых доставляли сюда из Польши.

Депутат Гомельского районного Совета депутатов Екатерина ВОЛЧЕК уверена, что сегодня людям интересна история именно своей персонификацией:

— В череде трагических событий Великой Отечественной каждый из нас ищет часть своей семьи. Сегодня мы занимаемся поиском погибших предков, которые подвергались геноциду в годы войны. Ведь это очень важно, в том числе и с позиции персонификации истории. К сожалению, после Великой Отечественной в исторической нау-ке основной акцент делался на совершенном героическом подвиге бойцов Красной Армии, подпольщиков, партизан, мирных граждан. А вот о злодеяниях, которые совершали немцы и коллаборанты, говорилось в исторических текстах мало. На мой взгляд, Советский Союз хотел забыть эту тему: большая боль, которую тяжело было переживать вновь. К тому же и геополитика здесь сыграла свою роль. В итоге мы много лет не поднимали эту важную тему, в первую очередь для исторического нарратива. Поэтому в военной истории не стоит ставить точек.

В оккупированном Гомеле активно действовали немецкие спецслужбы. Каждая работала по своим направлениям: разведка, контрразведка, фильтрация населения, борьба с подпольем, охрана мест принудительного содержания. В конечном итоге все сводилось к уничтожению людей.

Эксперты отмечают, что в годы войны существовал нацистский «план голода» — чудовищная схема Третьего рейха, которая обеспечивала вермахт продуктами питания из оккупированных территорий за счет изъятия у людей. А их обрекали на голодную смерть, ведь Германия намеревалась забирать все подчистую.

В вопросе о количестве жертв геноцида за период оккупации Гомеля и примыкающих районов по-прежнему остаются белые пятна, подчеркивает учитель истории Красненской средней школы Александр МЕРКУЛЬ:

— Ведь нацисты практиковали разные методы уничтожения населения: расстрелы, карательные операции. Так, в Поколюбичах, Ерёмино, Весёлом Поле, Терюхе поджигали вместе с людьми дома и сараи. Доподлинно известно, что в Терюхе, согнав людей в постройку, фашисты сожгли около 30 человек. Красноармейцы, освобождавшие этот населенный пункт, были поражены жестокостью злодеяния. К слову, немцы педантично документировали факты уничтожения людей, хранили в семейных архивах фотографии трупов, экзекуций.

В сентябре 1943 года началась подготовка нацистами к эвакуации не только немецких учреждений, ценностей, но и населения. Для последних была уготована участь уничтожения либо вывоза на принудительные работы в Германию. И если в первые годы нацистской оккупации расстрелами занимались полицейские органы и коллаборанты, то уже в 1943-м в ликвидации мирного населения участвовали и войска вермахта. Известно, что 299-я пехотная дивизия, которая размещалась в Красном и Гомеле, расстреливала и сжигала людей в домах. Кульминацией стал подрыв 25 ноября 1943-го сборного пункта вместе с людьми. Из показаний немецкого военнопленного Генриха Гупе, который служил в штабной роте 299-й пехотной дивизии, известно, что только его рота на небольшом участке местности — улица Барыкина – Монастырёк — 14 октября 1943 года расстреляла и сожгла более 90 человек.

И такие факты нельзя замалчивать, иначе это станет поводом для искажения истории, уверена Екатерина Волчек:

— Сегодня есть немало ресурсов, которые помогают заниматься поиском утерянных сведений, персоналий в годы войны. Так, российский интернет-портал документов Второй мировой «Память народа» систематизирует большой объем информации и является вечным памятником народному Подвигу. Несколько лет назад нами была создана онлайн-платформа, в которой собраны материалы о мирных жителях, героях без оружия Гомельщины, пострадавших от рук нацистов в годы войны.

В вопросах персонификации истории сегодня важно говорить о ключевых и малоизвестных именах героев, которые положили на алтарь победы свои жизни, говорит Юрий Панков:

— Хорошо знаем имена героев-подпольщиков Тимофея Бородина, Ивана Шилова, Романа Тимофеенко. И это только одна подпольная ячейка, а были еще и молодежные. Одну из них создал Иван Железняков, в ее состав входили вчерашние школьники, их родственники и учителя. Они все для нас герои.

К работе по изучению архивных документов военного периода, обновлению фондов школьных музеев, исследованию исторического пути дедов и прадедов сегодня нужно привлекать и детей, уверен Александр Меркуль. Только в этом случае молодежь будет ценить мирную жизнь и уважительно относиться к прошлому своего народа.

Ирина Коновалова. Фото Виктории ФУТРИНОЙ.

Круглый стол "Маяка": в военной истории точки не ставят. Мнение экспертов.
Прочитано 767 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика