Мы в соцсетях

Гомельский район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками в августе 1941 года. И сразу же гитлеровцы стали наводить «новый порядок»: многие местные жители подверглись репрессиям. Но особой жестокостью и зверствами отличились нацисты осенью 1943 года, когда Красная Армия нещадно гнала их с захваченных советских территорий. Пострадали от рук фашистов и их пособников и жители деревни Маковье Черетянского сельсовета.

До Великой Отечественной войны это был крупный населенный пункт: за год до ее начала здесь насчитывалось около 240 дворов, проживало более тысячи человек.

— Когда же 27 сентября 1943 года регулярные части Красной Армии освободили населенный пункт, здесь было огромное пепелище: отступая, немцы сожгли около 180 домов, — рассказывает председатель Чере-тянского сельисполкома Татьяна Мельниченко. — Но не это было самым страшным: от рук гитлеровцев погибли мирные жители.

В книге «Памяць. Гомельскі раён» перечислены фамилии погибших, некоторые упоминаются несколько раз. Бибиковы Анна, Наталья Петровна и Сергей, Зинаида, Роман и Александра Титковы, а также Фёкла Сорокина и Ефросинья Шевченко. Самому младшему из погибших, Сергею, было всего 12 лет, а старшей, Ефросинье Андреевне, — 46…

Педагог Черетянской базовой школы, руководитель школьного музея Татьяна Селицкая вместе с учащимися бережно хранит свидетельства очевидцев тех событий.

— Мы записали воспоминания нескольких жителей Маковья, — рассказывает Татьяна Михайловна. — И каждый раз при посещении музея зачитываем эти страшные строки, чтобы учащиеся знали, что такое фашизм. Регулярно посещаем эту деревню и ухаживаем за могилой мирных жителей, жертв войны.

Из воспоминаний Софии Мельниковой: «Иван Бибиков — мой дядя, и рассказ о том, как он погиб в годы войны, слышала от родителей в детстве. Семья дяди, который был председателем Прокоповского сельского Совета, жила на Подграбовке. Среди односельчан нашелся предатель и выдал их фашистам. Жену и дочь убили в доме, а Сергея ранили. Он смог проползти в другой дом и спрятаться. Соседка увидела кровавые следы на снегу и быстро их замела. Рассказала об этом дяде мальчика, и он увез его в больницу, то ли в Белицу, то ли в Гомель. Несколько раз навещал его, а однажды знакомая, которая там работала, сказала, чтобы больше не приезжал, так как Сергея нет, и он сам может попасть туда, куда попал его племянник. Больше мальчика никто не видел…».

— Иван Бибиков дружил с Иваном Шамякиным, который из первых уст узнал о трагической судьбе его семьи. Позже она была описана в романе писателя «Глыбокая плынь», — рассказала Татьяна Селицкая.

Агафья Кушнерова, которой в годы войны было около 10 лет, хорошо запомнила события того времени. Как рассказывала пожилая женщина юным исследователям истории родного края, немцы, отступая, сожгли мост:

— Он был широкий, и до войны молодежь устраивала там танцы. В деревне у немцев были помощники-полицаи, которые ходили по дворам и отбирали провизию для своих хозяев. Семья Титковых — Роман Никифорович с женой Зинаидой Петровной и дочерью Сашей — жила рядом с нами. Когда наши отступали, Роман вместе с другими коммунистами ушел с частями Красной Армии, а жена и дочь остались. Саша дружила с моей старшей сестрой, часто проводила у нас время. И в тот вечер была у нас, гуляла допоздна. А ночью все проснулись от звуков выстрелов. Стреляли в доме Титковых. Утром отец рассказал, что немцы убили Зинаиду и Сашу. Их убили только за то, что Роман Никифорович был коммунистом — кто-то рассказал об этом немцам.

Как вспоминала Агафья Дмитриевна, фашисты убили и ее односельчанку Фросю Шевченко. Дочь ее Полина осталась в живых по счастливому стечению обстоятельств: занималась вышивкой у подруги Вари. За рукоделием девушки засиделись за полночь, и Поля осталась ночевать… После она долго боялась находиться в доме, где погибла ее мама: ночевала у знакомых в разных населенных пунктах, но не все пускали домой, так как опасались, что из-за нее и их могут убить. Односельчане говорили, что брат, вернувшийся с войны, забрал ее с собой в Ленинград.

Великая Отечественная война принесла много горя в деревню Маковье: не только мирные жители погибли от рук фашистов, но и более 100 сельчан не вернулись с фронта.

— Память о земляках — воинах и мирных жертвах — мы бережно храним и знаем всех поименно, — говорит Татьяна Селицкая. — Часто рассказываем о героическом прошлом жителей Маковья, которые были награждены боевыми орденами и медалями. В преддверии знаменательной даты — Дня освобождения Гомеля и Гомельского района от немецко-фашистских захватчиков — в каждом классе проходят уроки мужества, во время которых чтим память и мирных жителей, жертв нацизма.

Ирина ГРОМЫКО.

Мирные жертвы войны: о жителях Маковья, пострадавших от рук нацистов в годы Великой Отечественной
Прочитано 494 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика