Мы в соцсетях

На смену субкультурам в классическом понимании приходят новые молодежные сообщества. При этом они не всегда имеют ярко выраженные внешние формы, отличаются мобильностью и разнообразием вариантов. Некоторые подростковые движения абсолютно безобидные, другие — прославляют культ агрессии и насилия. О том, что же привлекает подростков в молодежных субкультурах, мы поговорили с доцентом кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины, кандидатом психологических наук Натальей Новак.

— Наталья Геннадьевна, почему подростков так тянет к различным объединениям?

— Человек в принципе — существо социальное. Это значит, что при наличии определенной внутренней свободы нам все равно нужен другой человек рядом, нам важно чувствовать себя час-тью определенного сообщества. Речь идет не о страхе одиночества, а о возможности быть понятым, сопереживать, соучаствовать, быть важным, значимым, востребованным. Конечно, у каждого из нас данная потребность развита в разной мере, что зависит и от ценностных приоритетов, и от индивидуальных особеннос-тей, и от личного опыта. Это так называемое чувство «мы». Такое ощущение возникает, когда другие люди разделяют наши взгляды, ценности, интересы. Что касается подросткового возраста, то на данном этапе быть принадлежащим к неформальному, выбираемому самостоятельно сообществу, — одна из ведущих задач развития. Оставив за плечами детство, подросток ищет «родственную душу», примеряет на себя новые социальные роли. Неслучайно на данном этапе таким важным является интимно-личностное общение. И это не про интимные отношения, а про общение личности с личностью, общение по душам. Приобщаясь к референтной группе, подросток больше узнает про других, но в первую очередь он познает себя, отражаясь в друзьях, знакомится с собой. Вот почему так важно, с какими единомышленниками общается ваш ребенок, каковы ценностные приоритеты, правила общения, целевые ориентации референтной тусовки.

— Могут ли родители самостоятельно определить, что ребенок присоединился к какому-либо движению? Как понять, насколько оно опасно?

— В большинстве случаев принадлежность к определенному сообществу обозначается соответствующими знаками отличия, отражается в одежде. В речи появляются характерные сленговые словечки, меняются прическа, манеры, привычки. Чрезмерное увлечение чем бы то ни было всегда опасно, поэтому родителям нужно быть бдительными. Можно периодически приглашать друзей ребенка в дом, предложить выпить чаю, чтобы иметь возможность увидеть, поговорить и понять, с кем общается сын или дочь. Не лишним будет аккуратно получить информацию о семье друга, его увлечениях, планах на будущее. При этом не стоит резко запрещать общение, это может усугубить ситуацию. Попробуйте подружиться, чтобы иметь возможность разумно контролировать жизнь своего ребенка. Изгоняя друга, мы вынуждаем подростка его спасать, противостоять родителям. Пусть он сам сделает свой выбор, пока вы будете рядом.

— Наталья Геннадьевна, как Вы считаете, почему многие подростки оказались задействованы в деятельности ЧВК «Редан»?

— Подростки — авантюристы, им свойственно пробовать новое и интересное, особенно запретное. Интерес к деятельности этого сообщества был создан избыточный. С одной стороны — благодаря соцсетям, с другой — профилактической работе в учреждениях образования. Активная реклама, желание «хайпануть», жесткие запреты со стороны взрослых, возможность заполнить бесцельное времяпрепровождение — вот основные причины, на мой взгляд.

— Как помочь ребенку поверить в себя, повысить его самооценку?

— Чтобы помочь ребенку стать уверенным и самодостаточным, нужно в него верить. Чтобы сформировать уважение ребенка к себе, нужно его уважать с самого детства как личность. Безусловно, на это способен только тот родитель, который уважает себя и по-человечески относится к другим, в первую очередь, к своим родителям и детям. В настоящее время много случаев, когда родители обращаются за помощью к психологу по поводу отсутствия контакта с ребенком, непослушания и неуважения с его стороны. И зачастую таким родителям нужно начинать с себя: разобраться с собственными личностными границами, самоценностью, самоуважением и ценностями, принятыми в семье. Научение по примеру намного эффективнее, нежели бесконечные морализации и нравоучения. Я всегда рекомендую, и мы на встречах с родителями рассмат-риваем на конкретных примерах восстановление разумного баланса между свободой и ответственностью. Чем старше ребенок, тем больше у него должно быть свободы в самовыражении, возможностей для самореализации, но и уровень ответственности должен соответствовать. И, конечно, ничего невозможно изменить, если взрослый не готов принять свое чадо таким, какой он есть, а пытается лепить из него то, что хочется и видится «правильным».

Екатерина КОВАЛЕНКО. Фото предоставлено Натальей Новак.

Маршрут самоутверждения: почему подростки интересуются субкультурами?
Прочитано 769 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика