МАЯК

22 июня в Беларуси считается Днем всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа. Всем известна Хатынь, но в Светлогорском районе произошла еще более масштабная трагедия: в деревне Ола жертвами нацистов стали более 1,7 тысячи человек…

В июне 2020 года на этом месте был открыт мемориальный комплекс, посвященный безвинным жертвам нацистской карательной операции, произошедшей ранним утром 14 января 1944 года. Сегодня в торжественной обстановке состоится открытие обновленной музейной экспозиции. За четыре года комплекс в деревне Ола посетили многие жители Гомельского района. Мы попросили некоторых из них поделиться мнениями и впечатлениями.

Александр Гриньков, председатель районной организации Белорусского профсоюза работников АПК, считает, что наша задача — чтить историю и сохранять мир на родной земле:

— В начале 1944 года в деревню Ола собрались жители из окрестных деревень, которые надеялись, что в глухой деревушке на болотах их не найдут каратели. Однако ранним январским утром она перестала существовать. Были сожжены и расстреляны почти две тысячи человек и более половины из них — дети. Об этом надо помнить всем и рассказывать подрастающему поколению о том, что уготовили нацисты для жителей нашей многострадальной страны.

Екатерина Воробей, директор Гомельского районного историко-краеведческого музея, уверена, что дух непокорности врагу — вот что хотели уничтожить гитлеровские оккупанты, сея смерть и ужас на своем пути:

— В маленькой деревне Ола случилась большая трагедия. Даже если погибло несколько человек — это невосполнимая утрата человеческого потенциала страны, а здесь за один день гитлеровцы уничтожили сотни мирных граждан. Об этом мы также рассказываем жителям Гомельского района, которые приезжают в музей для ознакомления с экспозицией, посвященной событиям Великой Отечественной войны.

Артём Гончаренко, учащийся Грабовской средней школы, отмечает, что после посещения мемориального комплекса «Ола» он понял, что геноцид не имеет срока давности и виновные должны понести наказание:

— Когда мы приехали в Олу в октябре прошлого года, шел дождь. Он словно плакал по всем, кто здесь погиб. Ведь фашисты не пощадили ни 110-летнюю старушку, ни младенца, которому было всего несколько месяцев от роду. Я до сих пор помню некоторые факты, о которых рассказала экскурсовод.

Мужчину по имени Тарас сочли мертвым, но он очнулся и увидел рядом немца. Сельчанин старался не шевелиться и пролежал так несколько минут. Вскоре заметил, что ведут группу людей и среди них его семью. Супруга держала их маленького сына за ручку и оглядывалась... Деревня Ола не восстала из пепла, и только на кладбище сожженных деревень
в Хатыни есть ее название.

Ирина ГРОМЫКО.

Фото автора.