МАЯК

Деревня Ола Светлогорского района Гомельской области не отмечена на карте. Почти 80 лет назад здесь произошла трагедия: 14 января 1944 года деревню, ее жителей, а также окрестных населенных пунктов уничтожили нацистские каратели. В год 75-летия Великой Победы на месте Олы был создан мемориальный комплекс.

 

Недавно я посетил это памятное место и узнал, что случилось здесь в те страшные дни. Когда красноармейцы пришли в Олу в марте 1944 года, чтобы провести военную дорогу через болота, деревни уже не было, только смотрели в небо дымоходы 34 печей...

Проверив погреба, от увиденного солдаты долгое время не могли оправиться. Там находились останки людей…

— Один из трупов был ребенок лет 6–7, и даже не смогли узнать, кто это — девочка или мальчик. Опознать было невозможно, уцелели только ножки в анучках, — такую страшную историю рассказала экскурсовод в Оле.

Под предлогом того, что, мол, идите и забирайте документы, так как будем увозить вас в тыл, немцы собирали группы по 30–40 человек и сгоняли в дома. Когда в один из них завели людей и заперли, мужчины выбили двери и стали разбегаться. Немцы начали по ним стрелять…

— Мужчина по имени Тарас, открыв глаза, увидел рядом немца, — продолжала экскурсовод. — Сельчанин старался не шевелиться и пролежал так несколько минут. Вскоре заметил, что ведут вторую группу, и в ней его семья. Супруга держала маленького сына за ручку и оглядывалась. Тарас понимал, что она ищет его взглядом, но не мог подать знак. Когда они прошли еще метров 20, он выхватил у немца гранату и бросил ее в толпу врагов.

Когда мы приехали в Олу, шел дождь. Он словно плакал по всем, кто погиб январским утром 1944 года. Ведь здесь, посреди болот, прятались не только жители маленькой деревушки Ола, но и окрестных населенных пунктов — почти 1800 человек. Вызывают дрожь некоторые цифры: в Оле сожжено и расстреляно 950 детей, более 500 женщин, 100 мужчин и 200 сельчан преклонного возраста. Фашисты не пощадили ни 110-летнюю старушку, ни младенца, которому было всего несколько месяцев от роду.

После экскурсии мы поняли, что нельзя забывать уроки истории. Потому что такое прес-тупление не имеет срока давности. Деревня Ола не восстала из пепла, и только на кладбище сожженных деревень в Хатыни есть ее название.

Артём ГОНЧАРЕНКО, учащийся 10-го класса Грабовской средней школы.
Фото Ирины ГРОМЫКО.