Мы в соцсетях

С первых дней после аварии на Чернобыльской АЭС в ликвидации последствий техногенной катастрофы участвовали отважные люди — пожарные, врачи, военные, работники сельского хозяйства. Сегодня мы расскажем о ликвидаторах из Гомельского района — Анатолии Жигалове и Владимире Данченко, которые вписали в свои биографии трагические и героические эпизоды, пройдя дорогами Афгана и Чернобыля.

Верность долгу

Свою первую проверку на прочность Анатолий Жигалов из Климовки прошел в середине 80-х, когда с честью выполнил интернациональный долг в Афганистане. Война в далекой стране была тяжелым испытанием, но именно там Анатолий научился ценить верность долгу и настоящее боевое братство. Вернувшись на родину, решил продолжить службу — уже в рядах военизированной пожарной охраны.

В 1986 году, когда грянула авария на Чернобыльской АЭС, Жигалов служил пожарным в военизированной ПЧ-31 города Гомеля. Он навсегда запомнил одно из утренних построений в начале мая, на котором сказали: «Надо ехать в зону отчуждения — тушить пожары, эвакуировать людей…». Это был набор второй партии пожарных-ликвидаторов, отправившихся практически в самое пекло Чернобыля.

— Нас направили в Хойникский район, поставив задачу — ликвидировать пожары, проводить дезактивацию транспорта, выезжающего из зоны, помогать в эвакуации жителей. Любое возгорание необходимо было потушить максимально быстро, чтобы не дать радиоактивным частицам подняться вверх вместе с дымом. А пожаров в чернобыльском регионе было много, — вспоминает Анатолий Иванович.

IMG_264496.JPG

Страха или паники молодые пожарные тогда не испытывали: для тех, кто носит на плечах погоны, долг — прежде всего, на эмоции некогда размениваться. После окончания вахты, которая длилась с 5 по 10 мая 1986 года, у парней измерили уровень радиации, провели дезактивацию, а форму и технику, в которой они работали, утилизировали. Тогда пожарные еще не до конца осознавали, что боролись с невидимым врагом, который во много раз страшнее зримого.

Во второй раз Анатолий Жигалов попал в зону отчуждения в 1989 году, когда вместе с товарищами на 15 дней был командирован в Брагинский район для ликвидации массовых пожаров на торфяниках. Пожарные с утра до вечера боролись с огненной стихией, по колено в грязи, в тяжелой спецодежде. С боевого поста не отлучались даже на обед — еду им привозили прямо к месту тушения. Поставленная задача и на этот раз была полностью выполнена.

ex9KTonf22GI3u3DsjeA.jpg

— Возвращались домой, проезжая мимо пустых деревень, домов с разбитыми окнами. Не очень верилось, что когда-нибудь сюда вернутся люди. Но сейчас чернобыльские территории возрождаются, а значит, мы не зря боролись с огнем в те страшные дни, — говорит Анатолий Жигалов.

Службе в рядах МЧС Анатолий Жигалов отдал 20 лет, на заслуженный отдых ушел с должности командира отделения пожарного аварийно-спасательного поста № 13 в поселке Коренёвка. Тяжелые испытания афганской войной и Чернобылем только укрепили его жизненные принципы: быть верным долгу, спасать и защищать людей.

Родная земля должна возродиться

Когда произошла авария на ЧАЭС, кадровый военный Владимир Данченко, ныне проживающий в Костюковке, служил в Афганистане. Выполнять интернациональный долг отправился добровольцем, и во время боевых операций всегда показывал пример своим бойцам.

Владимир Викторович вернулся в Беларусь в 1988 году и был назначен заместителем командира окружного батальона биогазации и дезинфикации, базировавшегося в военном городке Околица.

IMG_844281.jpg

В мае он поступил на новое место службы, а уже в августе вместе со своим батальоном отправился в район зоны отчуждения. Поехать в опасную командировку вновь вызвался добровольцем. Одной из причин стало то, что место на границе Хойникского и Брагинского районов, где должна была базироваться их опергруппа, находилось всего в четырех километрах от его малой родины — деревни Дубровное.

Каждый день военнослужащие выезжали в 30-километровую зону и работали почти у самого реактора: занимались углубленной проверкой населенных пунктов, проводили дезактивацию необходимых объектов, контролировали целостность ограждения и пресекали несанкционированные проникновения на опасную
территорию.

24341345.jpg

— Вместе с нами работали ученые-радиологи. Уже в то время они изучали возможности возрождения этих земель, планировали направления дальнейшей деятельности, — рассказывает подполковник в отставке.

Когда через полтора месяца, при очередном замере полученной дозы радиации, выяснилось, что показатель достиг предельной отметки, Владимира Данченко срочно откомандировали назад. Последствия радиационного излучения, конечно, не прошли для него бесследно.

В родную деревню Дубровное он приехал, спустя годы. Сейчас здесь остались единичные дома. А среди считанных жителей деревеньки — две его тети: Евгения Сергеевна и Анна Степановна. Одной — 90, другой — 86 лет. Бабушки, спустя годы, вернулись сюда, чтобы выполнить волю родителей, завещавших не оставлять родные места.

Сегодня Владимир Данченко с надеждой говорит:

— Мне верится, что пройдут годы и наша земля очистится от радиации и возродится, а внуки или правнуки смогут вернуться в прекрасные места Полесья — на бывшие отселенные территории.

Ирина Трипузова. Фото Марины Васильевой.

Сильнее атома: герои-ликвидаторы заложили основу возрождения территорий, пострадавших от ЧАЭС
Прочитано 453 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика