Тема подготовки кадров для агропромышленного комплекса со школьной скамьи сегодня особенно актуальна. В Лопатинской средней школе не первый год целенаправленно готовят учащихся к поступлению в вузы сельскохозяйственного профиля. И результат есть: с каждым годом все больше ребят решают получить профессию агрария.
Два года на базе Лопатинской школы действуют агрогруппы для старшеклассников, где ребят нацеливают на активную профориентацию, знакомят с ведущими вузами сельскохозяйственного профиля и помогают готовиться к поступлению в них. Школьники посещают специальный факультатив «Введение в аграрную профессию», усиленно занимаются по профильным предметам. Но это далеко не все.
— Изначально мы поставили для себя задачу шире, чем просто подготовить выпускников к поступлению в конкретный вуз. Ведь сельскохозяйственную отрасль сегодня смело можно назвать сферой новейших технологий, и придти в нее должны грамотные эрудированные специалисты, владеющие современными знаниями и подходами, — рассказывает директор Лопатинской средней школы Галина Непша. — Поэтому мы стали участниками республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования деловой активности учащихся на основе вовлечения их в предпринимательские проекты», который помогает раскрыть способности, научить мыслить по-деловому и творчески подходить к практическим заданиям.
Системная работа, построенная на сотрудничестве с ведущими вузами, исследовательской деятельности, участии в проектах по предпринимательству и финансовой грамотности, дала большой эффект. Ребята пополнили копилку школы наградами с различных престижных конкурсов (совсем недавно, например, в школе поздравляли десятиклассниц Алину Терешкову и Дарью Муравко, их работа одержала победу в республиканском конкурсе исследовательских проектов). При этом средний балл успеваемости большинства учащихся стал заметно выше. Ведь когда есть стимул, то учиться легко и интересно.
Безусловно, одним из главных стимулов для учащихся агроклассов является возможность поступить в вузы сельскохозяйственного профиля на льготных условиях. В этом году шестеро из числа выпускников школы нацелены именно на аграрные специальности. В школе уже побывали представители управления сельского хозяйства и продовольствия Гомельского райисполкома, ОАО «Агрокомбинат «Южный», рассказали, что необходимо для заключения контрактов на целевую подготовку.
Одиннадцатиклассница Александра Пыршина собирается поступать в Белорусский государственный аграрный технический университет. С этим вузом у Лопатинской школы налажено особенно тесное сотрудничество, но на выбор Саши повлияли и другие причины.
— Мои папа и мама заканчивали именно это высшее учебное заведение. Слышала от них много положительных отзывов. И будущую профессию выбрала такую же, как у отца, — инженер-технолог, — поделилась Александра.
Ее одноклассник Владислав Леонов решил продолжить обучение в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии по специальности «Бизнес и право». Выпускники рассказали, что собираются взять целевые направления и вернуться работать в Гомельский район. Примером для них стали ребята, которые уже закончили школу, и успешно учатся в аграрных вузах, некоторые даже получают повышенную стипендию.
Кстати, агроклассы в Лопатинской СШ продолжат работу и в следующем учебном году. В школе будут рады принять в них не только местных ребят, но и школьников из других населенных пунктов, которые хотели бы целенаправленно готовиться к поступлению в аграрные вузы.
Компетентно
Наталья Тарелкина, главный специалист управления сельского хозяйства и продовольствия Гомельского райисполкома:
— Выпускники школ, прошедшие обучение по программе факультативного занятия, поступают в профильные вузы по собеседованию на условиях целевой подготовки. При этом выпускник агрокласса должен иметь в документе об образовании отметки по двум профильным предметам не ниже 7 баллов. Для поступления на специальности биологического направления — это химия и биология, инженерного — математика и физика.
Целевые договоры могут быть заключены с агропредприятиями или управлением сельского хозяйства и продовольствия. Предприятие, с которым заключается договор, обеспечивает прохождение практики и первое рабочее место для выпускника вуза, а во время учебы зачастую осуществляет доплату к стипендии — при условии хорошей успеваемости.
Ирина Трипузова. Фото Марины Васильевой.