Мы в соцсетях

Депутатами принят целый ряд законопроектов, которые стали реакцией на негативные события, имевшие место в нашей стране в прошлом году. Общество ждало решения Президента по этим важнейшим инициативам. И вот Александр Лукашенко подписал законы о противодействии экстремизму и о недопущении героизации нацизма, а также два важных закона, касающихся государственной защиты и вопросов обеспечения национальной безопасности. Теперь в стране созданы юридические основания для борьбы с мировоззренческим вирусом, который в последнее время захватывает сознание многих наших соседей и, к сожалению, некоторых наших граждан. О том, как изменения законодательства помогут сдержать проникновение в страну коричневых идей и обеспечат защиту национальных интересов, поговорили с военным комиссаром Гомельской области Андреем Кривоносовым.

— Андрей Владимирович, какие обстоятельства вынудили наше государство обратить пристальное внимание на проблему реабилитации нацизма?

— Актуальность законов, которые приняты, очевидна. Они стали реакцией на события 2020 года и на попытки использовать идеи нацизма деструктивными силами для раскачивания ситуации в нашей стране. К сожалению, мы должны констатировать, что в нашей республике, которая больше всех пострадала в годы Великой Отечественной войны, потеряв 3 миллиона человек, происходят такие события. Когда общество «заболевает» нацизмом, страна погружается в состояние постоянной революции или войны. Это такая модель спланированного, методически отработанного сценария, который применяется на постсоветском пространстве. Нам важно не допустить подобного.

— Нельзя не замечать, какой эрозии сегодня подвергается историческая память. Предпринимаются попытки «забрать» у нас молодежь, изменив ее взгляд на героическое прошлое, поселив в умах ложные представления и смыслы. К чему это может привести, если не заниматься этим вопросом, и как этому противостоять? Ведь достаточно взглянуть на печальный опыт нашей южной соседки — Украины, где народ дал себя обмануть красивыми посылами, получив на улицах украинских городов бесноватых неонацистов.

— Недопустимо, когда пытаются деятелей-коллаборационистов представить как героев, которые боролись за независимость страны. Белорусы не должны допустить прославления нацизма. Государство делает для этого очень много, но наша сила в единстве. Именно поэтому начинать нужно с семьи. Долг старшего поколения — донести до детей правду о событиях военного лихолетья. Только при таком условии примеров, когда молодежь неспособна по достоинству оценить вклад государства в их развитие, будет все меньше.

Иногда слышу, что, возможно, не стоит современным детям так часто напоминать о трагедии войны: много времени прошло с тех пор. Но как об этом можно не говорить? Миллионы людей шли на верную смерть ради того, чтобы мы сейчас могли жить. В Беларуси нет семьи, которой бы не коснулась война. Долг каждого отца и матери научить детей быть благодарными своим предкам. Это не просто события минувших дней — это урок нам и следующим поколениям не повторить нашествия нацизма. Если не будем помнить, как людей эшелонами увозили в Германию, как дети трудились наравне со взрослыми, как выживали, то будем рабами чужих амбиций и решений, ожидая брошенной кости с барского стола.

— Фактически в стране после принятия упомянутых нормативных актов вне закона поставлены идеи, организации и символы, в основе которых лежит ненависть к нашему государству, к исторической памяти. А касаются ли эти законы бчб-флага и идей, за ними стоящих?

— Как потомки людей, воевавших и отдавших жизни за Победу, мы не можем равнодушно взирать на символику предателей. Поэтому сегодня важна инициатива по включению в список нацистской символики бчб-флага, использовавшегося всеми коллаборационистскими организациями на территории БССР в годы оккупации. Понятно, есть случаи, в которых он может быть использован (такие моменты оговорены и разрешены законом): в фильмах, театральных постановках, в архивной, музейной работе. Но попытки ходить по улицам с бчб-флагами следует пресекать. И не нужно спекуляций о том, что будут наказывать просто за цвета или преследовать за фотоснимки периода 1991—1994 годов, когда бчб-флаг был государственным. Во-первых, это было политико-правовой ошибкой, которая скоро была осознана. Исправлял ее уже сам народ на республиканском референдуме 1995 года. Во-вторых, современное отношение к этим символам определяется тем, каким образом и кто использует их сегодня. Либо это идейные наследники коллаборантов, либо те, кто сознательно или неосознанно стремится уничтожить наше государство. Часто они прикрываются благими целями и намерениями, но за ними стоит именно деструктивный активизм. В нашей стране радикально настроенному меньшинству не удастся изменить сознание народа, навязать свои представления об историческом прошлом и пути развития в будущем, особенно если это происходит под дискредитировавшими себя символами.

— Если вспомним итоги голосования по резолюции о борьбе с героизацией нацизма в ООН, то увидим удивительное: в поддержку проголосовали 115 стран, воздержались—55, а США, Канада и Украина высказались «против». И больше удивляет решение украинской стороны, где этот самый нацизм расцвел буйным цветом. Почему же так происходит, и не говорит ли это о стремлении разделить сферы влияния при помощи идеологии нацизма и расизма?

— Полагаю, что в случае Украины, решение обусловлено внутренней политикой в отношении исторической памяти. Трудно совмещать дегероизацию нацизма и чествование деятелей ОУН-УПА, СС «Галичина», большинство членов которых сотрудничали с фашистами. Западные страны сегодня сквозь пальцы смотрят на возрождение нацизма в Восточной Европе, да и внутри их самих растут ультраправые настроения. Вряд ли западные элиты можно обвинить в наивности или историческом невежестве, скорее, наоборот, они весьма четко понимают, что и как делают. Человечество, оснащенное новыми знаниями в науке и технологиях, вновь стоит на пороге возможного их использования для создания «высших» и «низших».

— Кое-кому «жесткость» новых документов в области национальной безопасности не по душе — больше не получится прославлять преступников, планировать теракты, разжигать социальную рознь. Своевременно ли приняты законы и почему пришлось давать такой законодательный ответ?

— Уличные беспорядки в августе прошлого года жители нашей страны вспоминают с содроганием. Мятеж не удался. Наши правоохранительные органы при наведении общественного порядка действовали более мягко, нежели их зарубежные коллеги. Да и в целом, как выяснилось, белорусское законодательство в области национальной безопасности на поверку оказалось более либеральным, чем в других государствах. Судите сами. В Европе, если вы снимете защитный шлем у представителя правоохранительных органов, то выплатите штраф — минимум 45 тысяч евро. Организаторам несанкционированных митингов, согласно итальянскому законодательству, может грозить штраф. Его максимальный размер не ограничен, однако зачастую он будет соразмерным с нанесенным ущербом городской или частной собственности. Альтернатива — лишение свободы сроком до года. В Швеции — до четырех лет. В США, которые слывут оплотом демократии, полицейский имеет право выстрелить, когда преступник подошел к нему ближе, чем на полтора метра.

Поэтому комплекс принятых мер по совершенствованию законодательства, касающегося государственной защиты и вопросов обеспечения национальной безопасности, направлен не на ужесточение наказания нарушителей общественного порядка, а на законное требование большинства сограждан по сохранению безопасности и мира в нашей стране.

Ирина КНОВАЛОВА. Фото Марины ВАСИЛЬЕВОЙ.

Законодательство ставит нацизму заслон: об основных изменениях законодательства — в беседе с военным комиссаром Гомельской области Андреем Кривоносовым
Прочитано 355 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Яндекс.Метрика