«Прощай, Родина. Умираю, но не сдаюсь. Сергеев Иван Семенович. 24.VII.1943»
Окрестности Бобовичей, 1943 год… На берегу реки Сож раненый воздушный стрелок, 20-летний парень из Кемеровской области принял последний бой. Через четверть века на этом месте найдут куски камня с нацарапанной надписью «Прощай, Родина. Умираю, но не сдаюсь. Сергеев Иван Семенович. 24.VII.1943».
Об этой находке написала одна из общесоюзных газет, и вскоре смогли найти родственников молодого стрелка-радиста. Оказалось, что еще в марте 1943 года семье пришло известие, что их сын Иван Сергеев, младший сержант 843-го штурмового авиаполка не вернулся с боевого задания из района Непокрытое Харьковской области.
— Но тогда как на камне, найденном на Гомельщине, оказалась надпись, нацарапанная рукой стрелка-радиста, — задается вопросом фотограф Андрей Феоктистов, который нашел немало документов о молодом гвардейце, погибшем при освобождении Гомельщины от немецко-фашистских захватчиков. — Поэтому я и стал искать хоть какие-либо сведения, которые бы пролили свет на происходящее.
Поиски длились несколько лет, были и неудачи, и счастливые стечения обстоятельств, когда удавалось найти необходимые данные и свидетельства. Андрею Леонидовичу удалось восстановить события тех лет и судьбу молодого стрелка-радиста:
— Свой последний бой Иван Семёнович принял не в Харьковской области, где был сбит его самолет, а на территории Гомельского района недалеко от деревни Чкалово, в те годы — Жеробное.
Как удалось установить, используя довоенные карты, в этих краях немцы готовили три линии обороны. Одна проходила по берегу Сожа, вторая — от Старых Дятловичей до Бобовичей, а третья — за этими населенными пунктами.
— Особое место в этой схеме занимала высота 127.5, которая позволяла гитлеровцам вести прицельный огонь по бойцам Красной Армии, которые форсировали реку, — рассказал Андрей Феоктистов. — Незадолго до начала освобождения Гомельщины от немецко-фашистских захватчиков в тылу врага активизировали свою деятельность партизаны и бойцы отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР «Вперед», в составе которой предположительно воевал и Иван Сергеев. В частности, они получили задание уничтожить опорный пункт немецкой обороны на высоте 127.5.
К сожалению, после успешного выполнения задания ситуация изменилась, гитлеровцы смогли перегрупповаться и появилась опасность попасть в окружение. Было принято решение отступить на левобережье. Видимо, в это время Иван Сергеев был ранен и понял, что переплыть реку он не сможет и принял решение занять оборону и дать товарищам лишние минуты для отхода. Тогда он и сделал надпись на песчанике, который в 1960-х годах нашли ученики Бобовичской средней школы и передали в областной музей.
После публикации во всесоюзной газете материала об этой находке в поиски по установлению судьбы погибшего и его товарищей включились многие, про Ивана Сергеева сняли фильм. В нем и рассказали о жизненном и боевом пути паренька, который с 16 лет он работал в шахте имени Сталина в Прокопьевске, но мечтал об авиации.
Его младший брат Владимир позже вспоминал, как Иван рассказывал ему о самолетах и даже смастерил для него макет крылатой машины. Мечта юноши сбылась в 1939 году, когда он поступил учиться в Прокопьевский аэроклуб. Потом был фронт, воздушные бои.
— В центре Бобовичей находится памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны, — говорит директор Гомельского районного историко-краеведческого музея Екатерина Воробей. — На одну плиту нанесены фамилии уроженцев Бобовичского сельсовета, а на вторую — имена тех, кто погиб или умер от ран при освобождении от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году.
Имя Ивана Сергеева на плитах тоже есть, но — среди уроженцев Гомельщины, кроме того, не указана дата рождения.
— Для установления истины мы обратились в областной архив и областной музей военной славы. И если окажется, что однофамильца Ивана Сергеева среди жителей Бобовичского сельсовета не было, значит, найдено место последнего боя одного из героев Великой Отечественной войны, — добавила Екатерина Владимировна.
Ирина ГРОМЫКО.
Фото предоставлено Андреем Феоктистовым.