Мы в соцсетях

В агрогородке Ерёмино у здания ОАО «Гомельагрокомплект» установлено крыло штурмовика ИЛ-2. В этом месте находится и мемориальная плита, на которой написано: «Здесь 22 ноября 1943 г. при освобождении г. Гомеля пал смертью храбрых экипаж самолета ИЛ-2 299 штурмовой авиадивизии мл. л-т ЗАКАБЛУК Н.М. род.1921 г. и ряд. СТЕПАНОВ А.И. род.1922 г. Вечная память героям!».

Накануне Дня Независимости Республики Беларусь возле этого памятника я встретилась с учителем истории и обществоведения Ерёминской средней школы Сергеем Ксендзовым.

— Сюда мы с родителями переехали в начале 80-х, — говорит Сергей Владимирович. — Еще ребенком я активно интересовался историей, поэтому помню, что местные жители рассказывали, как в 1976 году во время строительных работ на Костюковском межрайонном объединении по комплектации сельскохозяйственных строек «Сельхозтехника» (ныне ОАО «Гомельагрокомплект») проводилась прокладка труб. Экскаватор рыл траншею, и когда в очередной раз зачерпнул землю, ковш вытащил на поверхность куски дюраля. А затем уткнулся во что-то твердое. Это был двигатель самолета. Также рабочие обнаружили авиационные снаряды. Такие, какими во время Великой Отечественной войны были оснащены штурмовики ИЛ-2.

Из ямы также подняли останки экипажа, радиостанцию. Среди личных вещей обнаружили погоны старшего лейтенанта, а также экземпляр газеты «Доблесть» за 18 ноября 1943 года. В свое время находки хранились в музее Ерёминской СШ. Это точно помнит Сергей Владимирович, ведь когда-то он и сам здесь учился. Однако после распада Советского Союза практически все экспонаты были утеряны. Сегодня от самолета, кроме крыла, остался только двигатель, который находится в Гомельском историко-краеведческом музее (агр. Поколюбичи).

— С 1976 по 1977 год все силы были направлены на то, чтобы установить личности членов экипажа, — рассказывает нынешний директор музея Екатерина Воробей. — Я тогда училась в Поколюбичской средней школе и все очень хорошо помню. Каждый день из областного краеведческого музея отправляли запросы в военкоматы, архивы, летчикам 16-й воздушной армии. Все мы были свидетелями этой работы. Большое участие в деятельности приняли учителя, педагоги-ветераны войны, местные жители, а также руководство колхоза имени Ленина (ныне входит в состав ОАО «Агрокомбинат «Южный»).

Как свидетельствуют записи старшего научного сотрудника Гомельского областного краеведческого музея Николая Царькова, было отправлено более 350 писем. К поиску подключились республиканские, областные и районные газеты. Работники музея ежедневно общались со многими людьми, в числе которых и бывший командир 299-й штурмовой авиационной дивизии генерал-майор Иван Крупский. Ведь было точно известно, что именно эта дивизия принимала участие в боях за освобождение Гомельщины.

«Мы начинали поиск с определения имен одного экипажа, а оказалось, что здесь погибли шесть экипажей. 12 советских соколов не вернулись с боевого задания. Им было 18-22 года», — пишет в своей публикации Николай Царьков.

Николай Семёнович, проведя огромную исследовательскую работу, установил, что герои погибли в один день — 22 ноября 1943 года, вблизи агрогородков Ерёмино и Поколюбичи. Имена всех двенадцати человек были установлены. Останки летчика 217-го штурмового авиаполка Николая Закаблука и воздушного стрелка Александра Степанова были захоронены 9 мая 1977 года в братской могиле в Поколюбичах. На месте, где был обнаружен штурмовик, установлен обелиск и мемориальная доска.

— Согласно историческим фактам, в 1943 году, во время форсирования рек Сож и Днепр, на территории Гомельщины велись ожесточенные бои. Активное участие принимали и летчики, — рассказывает Сергей Владимирович. — Мой отец родом из Ветковского района. Он вспоминал, как будучи мальчишкой, на его глазах штурмовики разбивались о землю, падая, словно раненые птицы. Пилоты, пытаясь спастись, прыгали с парашютами, а местные полицаи выслеживали их, а затем убивали. Дом отца был на окраине деревни, рядом с кладбищем. И он, семилетний пацан, сам хоронил солдат. Уже в послевоенное время, повзрослев, купил немного строительного материала и сделал небольшой памятник. К сожалению, сегодня в районе деревни радиационная зона, поэтому не известно, сохранилось ли там что-то.

Из публикации 1977 года, 5 мая в районной газете «Маяк»:

«…П.М. Кастусев из Ерёмино пишет: «Безошибочно могу сказать, что экипаж самолета, останки которого были обнаружены, погиб 22 ноября 1943 года. В тот день авиация наносила по фашистским войскам один за другим удары с воздуха. Около 14 часов огнем зенитной артиллерии противника на небольшой высоте был сбит ИЛ-2. С болью в сердце я наблюдал, как он, утратив управление, упал недалеко от железной дороги в болото…».

Младший лейтенант Николай Закаблук родился в 1921 году в городе Красный Лиман Донецкой области. На службе с 1940 года. В 1943 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков.

О рядовом Александре Степанове известно гораздо больше. В областной музей, в том же 1977 году, написала его мать Вера Афанасьевна:

«Ваше письмо, в котором вы пишете о том, что в обломках самолета обнаружены останки моего сына, растревожило мое материнское сердце. Но я благодарна вам за то, что вы меня отыскали. Саша родился 16 июня 1922 года в Москве. Окончил 8 классов и в 1938 году поступил работать на Московский автозавод. В 1942 году был призван в армию и отправлен в Нальчик в пехотное училище. Принимал участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками, был тяжело ранен, после лечения в госпитале вернулся на фронт. Присылал теплые, ласковые письма, уверял, что не пожалеет ни сил, ни жизни, чтобы отстоять честь, свободу и независимость Советской Родины».

Пилоты Красной армии внесли не-оценимый вклад в освобождение Советского Союза от немецких захватчиков. Это было бы невозможно без штурмовиков Ильюшина. К слову, на 21-м километре трассы Минск – Москва в память о событиях июля 1944 года, когда при проведении операции «Багратион» советские войска замкнули кольцо окружения фашистской группировки, установлен мемориал «Курган Славы». Его торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года.

— К юбилею открытия комплекса Федерация профсоюзов Беларуси выступила с инициативой установить на площадке с боевой техникой и штурмовик ИЛ-2, — говорит председатель Гомельского районного объединения профсоюзов Виктория Ладутько. — В данный момент идет реставрация боевого самолета. Сейчас открыт благотворительный счет, пополнив который, каждый сможет поддержать новое начинание. Информация о счете: Получатель: Унитарное предприятие по материально-техническому обеспечению и обслуживанию Федерации профсоюзов Беларуси «Дом профсоюзов» 220019, г. Минск, пр-т Победителей, 21 УНП 100116931 Благотворительный счет: BY20POIS31320000002800933008 Банк: РКЦ №1 ОАО «Паритетбанк», г. Минск, пр-т Победителей, 19 БИК POISBY2X. Назначение платежа: на поставку металлической копии самолета «ИЛ-2» с использованием оригинальных частей, монтаж, установку и обустройство площадки под ее установку.

 

Память о них будет жить вечно
Прочитано 1038 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика