Никого не могут оставить равнодушными воспоминания о хлебе военного поколения. У людей, которые прошли Великую Отечественную, особое, трепетное отношение к хлебу. Моя прабабушка Аксинья, пережив со своими детьми голодное время войны, в мирное время любое блюдо дополняла хлебом — даже десерт принимала в пищу с кусочком хлеба.

Детство бабушки Лидии совпало с военным лихолетьем. Она в 7-летнем возрасте осталась без родителей. Старший брат Володя, которому на тот момент было 14 лет, всю заботу о ней взял на себя. Бабушка вспоминала, что во время войны им приходилось трудно: жили в землянке, собирали зерно и мерзлую картошку. Пережив весь ужас войны и голод, она прививала своим примером бережное отношение к хлебу. Даже хлебные крошки всегда сметала себе в ладошку и ела.

Хлеб, зерно — об этом в последнее время не только все больше говорят, но и ведут настоящую борьбу за этот ценнейший продовольственный ресурс. И пока одни ведут настоящую битву за урожай, другие его уничтожают. На днях глава администрации Запорожской области Евгений Балицкий сообщил, что украинские военные стреляют прицельно по элеваторам, разбивают инфраструктуру. Не так давно заместитель главы военно-гражданской администрации Херсонского региона уже высказывал свою реакцию на жуткие действия украинских силовиков, которые поджигали поля с пшеницей на границе с Херсонской областью. «Нацистам все равно», — говорил он. И это не единственный случай. В начале июня боевики украинских националистических батальонов, отступая, не пожелали оставить запасы зерна жителям Мариуполя. Умышленно совершили поджог крупного зернохранилища в морском порту. В результате сгорело более 50 тысяч тонн зерна. Что это, как ни попытки устроить настоящую продовольственную катастрофу?

В этой ситуации невольно вспоминаются слова бабушки, которая при жизни рассказывала, как немецкие оккупанты часто прочесывали поля. В период поздней осени там оставались подмерзшие овощи, которые дети часто собирали, чтобы прокормиться. Так вот, чтобы урожай никому не достался, часто автоматной дробью стреляли поверх голов убегающих детей, которые в сумерках собирали подмерзшую картошку.

Могли мы когда-нибудь подумать, что в XXI веке ситуация повторится. И когда в мире, где прозябают сегодня от голода миллионы или даже миллиарды людей, происходит подобное зло. На такое бесчинство страны Евросоюза, как правило, привыкли закрывать глаза, их заботит лишь собственное довольствие.

Отдельная тема — поставки зерна в страны с доходами ниже среднего, за которые так «переживал» некогда коллективный Запад. Так вот, только треть экспортированного из Украины продовольствия по программам ООН пошло в беднейшие страны, более 40 процентов — в богатые.

И здесь опять напрашивается красноречивая аналогия, которая известна из учебников по истории: в период Великой Отечественной войны одной из самых действенных мер в деле сокращения местного населения нацисты усматривали именно голод. По этой причине немцы вывозили в Германию эшелоны с хлебом, маслом, стадами скота. На оккупированных территориях они отбирали у местного населения все, что можно было есть. Слова «яйки, млеко» стали хрестоматийными, и они прекрасно отражают стиль поведения немцев с местным населением.

Говорят, что история — наставница жизни. И очень хочется, чтобы из исторической хронологии некоторые извлекали для себя полезные уроки, не повторяя ошибок прошлого.

Ирина Коновалова. Фото из открытых источников.

Колонка главного редактора: не повторить ошибок прошлого
Прочитано 627 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Яндекс.Метрика