Мы в соцсетях

Профессиональная деятельность молодого историка Владимира Александронца во многом связана с сохранением исторической памяти. Эта тема заложена в уставную деятельность Мастерской инновационных технологий, которую он возглавляет. Владимир Николаевич поделился с читателями «Маяка» личным мнением о том, как следует преподносить историю молодому поколению и почему День народного единства — это праздник национальной идентичности.

— Сначала расскажите, пожалуйста, о проектах, которые были реализованы в рамках Мастерской инновационных технологий?

— В 2019 году вместе с коллегой и соратницей Екатериной Волчек мы начали реализацию инстаграм-проекта «Белорусский семейный альбом». Собираем старые фотографии до 1960 года из разных регионов Беларуси. Показываем не только крестьян, но и представителей интеллигенции, дворян. Отдельное внимание отводим роли женщины в традиционной культуре. Из этого проекта мы черпаем вдохновение на новые инициативы. Так, в 2020 году появилась идея проведения выставки-размышления «Кола жыцця беларуса», которая прошла в Музее истории города Гомеля. Именно этот проект подтолкнул нас к формированию электронного цифрового архива памяти. Так появилась идея создания онлайн-платформы «DOC-центр «Топография памяти». Мы говорим о мирных жителях, героях без оружия, которые пострадали в годы Второй мировой войны от рук нацистских преступников. Для исследования выбрали бывшую Полесскую область. Ищем архивные документы, воспоминания очевидцев — жителей, угнанных на принудительные работы, в концлагеря, которые проживали во время оккупации и видели зверства национал-социалистических преступников. Выставочный проект этого года — «Код да памяці». Это наш эксперимент, в котором сочетаются элементы современной молодежной и традиционной народной культуры. И еще к нашей гордости в Гомельской области мы организовывали выставку «Postscriptum: Восточные рабочие в Третьем Рейхе» – это экспозиция, отвечающая на ключевые вопросы о принудительном труде советских граждан в Германии.

— Владимир Николаевич, почему важно говорить об истории молодежи?

— Ценность истории заключается в том, что она не однобокая. Она и трагическая, и героическая, и повседневная. У нас есть очень много земляков, которые прославили Беларусь далеко за ее пределами, и об этом нужно говорить. Белорус формировался благодаря тому, что у него были харизматичные, неординарные личности. Колоссальное количество таких людей дал Гомельский район. Например, в деревне Старая Белица родилась Екатерина Вишневская — легендарная женщина, онкогинеколог, имя которой нанесено на золотой и платиновый диски Американского биографического института. В этой же деревне родился Георгий Штыхов, ученый, который исследовал Полоцкое княжество — основу белорусской государственности. В Гомельском районе родились Кирилл Мазуров, Василий Ермаков, Зинаида Радченко — первая белоруска, удостоенная в Российской империи серебряной медали Русского Географического общества за изучение истории местности, в которой она жила.

Важно говорить и о страшных событиях, ведь история повторяется. Необходимо расставлять акценты: Первая мировая война, события Великой Отечественной… Однако делать это в разумных рамках, не забывая героев и великих людей.

После Второй мировой войны было разрушено все, но благодаря труду простых рабочих произошел большой рост экономики. Мы сотрудничаем с учителями и вместе ищем методологические подходы к преподаванию военной истории. Наверное, то, что делают учреждения образования в плане сохранения памяти о жертвах войны, недостаточно. Потому что до сих пор появляются примеры свастики на синагогах, видео подростка, плюющего на мемориал. Эти вопиющие примеры вызывают вопросы, насколько мы эффективно работаем с патриотическим воспитанием подростков.

— А что такое патриотизм, на ваш взгляд?

— Для меня патриотизм — это очень интимное качество личности. Мы не можем оценить его или измерить. Кто насколько процентов патриот или нет, кто больше любит родину, кто меньше. Это уровень чувств. Воспитывая молодое поколение, важно учить так, чтобы история воспринималась на уровне эмпатии.

— Как же это можно сделать?

— Здесь ответ одним словом — интересно. Так, чтобы она впечатляла и вдохновляла, пробуждала какие-то качества, вызывала эмоции. Если ученик на уроке будет плакать над письмом советского военнопленного, жертвы сожженной деревни или узницы концлагеря. Если он проживет эту историю, он поймет, какая была война. Что это не просто сухие схемы операций, а жизнь на грани выживания. У меня, например, перед глазами пример моей бабушки. Она рассказывала о том, как они бежали с оккупированных территорий, скрывались, шли по лесу. Ей приходилось нести на руках маленькую сестру. Несколько раз они ее оставляли, та начинала плакать, возвращались и несли дальше. У меня до сих пор перед глазами рассказ узницы концлагеря, гомельчанки Лидии Шевцовой, которую с семьей отправили в концлагерь, а там — в газовую камеру. Когда пол начал опускаться, она зацепилась за ручку закрытой двери и удержалась. А оказалось, что это была ошибочная партия.

Нужно посмотреть по-новому на содержание музеев, методы подачи материала. История — наука динамичная, она связана с современным миром. И как молодого человека заинтересовать? Интегрировать! Да, мы можем сказать, что телефоны — это плохо, а можем разработать программный продукт и на уроке истории в рамках программы проходить тематическую игру. Интегрироваться должны и учреждения культуры: клубные заведения, библиотеки. Огромная точка роста — это кинематограф. У нас на территории Беларуси ведь такие страсти кипели! Это может быть потрясающий сериал. Нельзя молодому поколению XXI века рассказывать методами XIX-го. Если я не чувствую связи с этой землей, не понимаю, что здесь жили, работали, творили мои предки, что именно эта земля полита их кровью и потом, то я просто буду как кочевник. Мне эта земля будет безразлична.

— Утверждение Дня народного единства может помочь в деле патриотического воспитания?

— Кончено, такие праздники должны быть у любого народа и нации. Хорошо, что найдена такая символическая дата, которая призывает посмотреть назад. Этот день должен стать таким, чтобы у каждого белоруса было чувство гордости за тот исторический путь, который прошла наша страна. Чтобы возникала готовность укреплять прежние достижения, заслуги своих земляков и развиваться дальше. День народного единства в национальном масштабе может способствовать поиску смыслов и концепций, как развивать страну и укреплять единство нации. Как нам быть всем вместе, как, основываясь на прошлом, формировать свою философию, совместное видение будущего.

Екатерина КОВАЛЕНКО. Фото предоставлено Владимиром Александронцем.

Владимир Александронец - о важных исторических акцентах и Дне народного единства
Прочитано 940 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика