Мы в соцсетях

По официальной статистике, в годы Великой Отечественной войны в фашистских концлагерях находились около 20 миллионов человек. Жительница поселка Чёнки Мария Фурсеева провела в неволе на территории Германии полтора года.

Малая родина Марии Кирилловны — деревня Терюха, родилась в семье колхозников, в которой воспитывались пятеро детей. До войны окончила 7 классов, трудилась в отрасли сельского хозяйства. С первых дней войны отец ушел на фронт. Вскоре попал в окружение и целых 4 месяца выходил к своим. Это сделать удалось, отец вернулся домой, а немцы, к счастью, не обратили внимания на сильно обросшего, похожего на старика, мужчину.

С приходом немецко-фашистских войск на нашу землю, захватчики заставили все мирное население ежедневно трудиться, как они говорили: «На благо рейха», — вспоминает Мария Кирилловна. — Вместе с другими я работала на валке леса, мы спиливали все деревья на расстоянии не менее двухсот метров от автодороги: фашисты очень боялись партизан. Перед отступлением немцы стали хватать всех попавшихся на глаза и отправлять в Германию. 5 октября сорок третьего года настала и моя участь.

Когда добрались до Лунинца, многие из находившихся в эшелоне заболели тифом. После излечения всех, кто остался в живых, отправили в неволю. Выгрузили на немецкой земле в чистом поле, пришли «покупатели» и разобрали кого куда.

Я попала на фабрику известной фирмы «Bosch». Трудилась там разнорабочей с первого дня до освобождения в апреле сорок пятого года. Вместе с другими производили детали для военных самолетов. Надзиратели строго следили, чтобы мы непрерывно работали и создавали больше продукции. Старались потихоньку вредить, изготавливали бракованные детали. Но немцы были на чеку, и до сборочного цеха брак, по-видимому, не доходил.

Проживали в общежитии гражданского лагеря, кормили очень плохо, все время хотелось есть. Перед приходом советских войск всех узников отправили на рытье противотанковых рвов. Сил для этой работы от недоедания не хватало, но как только остановился передохнуть, тут же следовало жестокое наказание.

После долгожданного освобождения Мария, которой в ту пору пошел 21 год, несколько месяцев добиралась до родных краев. В Калинино сразу же устроилась дояркой в колхоз, затем принимала участие в работах по восстановлению областного центра после разрухи.

Более 40 лет Мария Фурсеева проработала в санатории «Чёнки», сегодня — это областной детский Центр медицинской реабилитации «Живица». Трудилась сестрой-хозяйкой, кладовщицей, после выхода на заслуженный отдых — санитаркой. Вместе с мужем Владимиром Егоровичем, всю жизнь крутившего баранку автомобилей, воспитали двоих детей. Сын Виталий 40 лет отработал на «Гомсельмаше», дочь Наталья, хотя и на пенсии, но еще трудится — закройщицей в «Живице».

Недавно Мария Кирилловна отметила 95-летие. С юбилеем ее поздравили председатель районной ветеранской организации Анатолий Карчевский, главный врач Центра «Живица» Людмила Тортева, председатель Чёнковского сельисполкома Алексей Кобзаров. Виновница торжества выглядит довольно бодро, призналась, что своих лет не ощущает, говорит, внутри — все здоровое, вот только ноги подводят. Но это не мешает ей все свободное время трудиться в огороде, куда никого не пускает, делает все сама. И, конечно, всегда рада, когда навещают родные — дети, 6 внуков и 7 правнуков. 

 

DSC_1305.JPG

DSC_1322.JPG

Жительница Чёнок отметила 95-летний юбилей
Прочитано 891 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Яндекс.Метрика