Что движет родителями, которые всеми доступными средствами стремятся воспитать вундеркинда? Чем опасно такое желание? В теме помогает разобраться кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины, руководитель «Школы ненасильственного родительства» Наталья Новак.

В наше время многие родители, чтобы не прослыть ленивыми и безответственными, стараются с самого раннего детства занять своего малыша в различных секциях и студиях, направляют на танцы, каратэ, рисование, курсы подготовки к школе, водят на английский и другие кружки.

Психолог утверждает, что чрезмерное желание максимально занять свободное время отпрыска, к сожалению, зачастую может быть продиктовано не стремлением раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал ребенка, а идеей обеспечить его ускоренное и всестороннее развитие, амбициями или невротичностью самих родителей.

— В первом случае родители водят детей на всевозможные занятия, потому что хотят добиться от них высоких достижений, отличных результатов или потому что так «по статусу положено». Во втором — родители делают это, чтобы чувствовать себя более уверенными: хорошая мать или отец боятся «запустить» ребенка, пропустить важные моменты в их развитии, поэтому стараются отдать детей к специалистам. Важным фактором в последнее время становится мода на такого рода активности ребенка, — говорит Наталья Геннадьевна.

Часто случается так, что родители пытаются через ребенка воплотить в жизнь свои нереализованные мечты, заставить его прожить запланированную жизнь и выполнить навязанные родительские ожидания.

Очень популярными остаются также инновационные методики развития, согласно которым в каждом ребенке можно разбудить гения.

— При использовании определенных методик детей действительно можно научить рано и быстро читать, запоминать большие объемы информации. Только при отсутствии должной последующей работы с ребенком эти знания могут оказаться фрагментарными и непрочными, а процесс их усвоения принесет мало радости самому малышу. Не стоит забывать, что в руках непрофессионалов применение и пропаганда «прогрессивных» методик выгодна педагогам и издателям, которые зарабатывают на родительском тщеславии, — считает специалист.

Существует мнение, что талант в большей степени обусловлен генами, чем воспитанием. Действительно, многие способности, верхним уровнем проявления которых являются гениальность, передаются по наследству, например, музыкальный слух, художественные задатки. Но большинство способностей хорошо поддаются развитию и упражнению в раннем детстве и дошкольном возрасте. Наталья Геннадьевна поясняет, что для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке:

— При этом для развития определенных способностей есть свой сензитивный, наиболее чувствительный период. Так, например, для развития речи сензитивным является раннее детство, т.е. возраст до 3 лет. В то же время сензитивный возраст для изучения иностранных языков — это 10–14 лет, потому что более ранее активное вторжение второго языка, если только мы не говорим о естественной билингвальности, может нарушить у ребенка ход развития других важных способностей или даже вызвать дисфункции речи.

Неспособных детей не существует. Поэтому всегда важны поддержка и терпение, ребенку архинеобходимо чувствовать и ощущать любовь близких людей. Когда родители его обнимают, проводят совместное время с радостью, теплом, удовольствием, а не из чувства родительского долга, он начинает верить в себя и ему многие задачи становятся по плечу, даже при отсутствии значительно выраженных способностей. Наталья Геннадьевна называет главные черты любящего родителя: доброта, справедливость, уважение, последовательность, чуткость к потребностям ребенка, гибкость.

— Разумные родители помогают сыну или дочери найти тот род занятий, который будет отвечать его потребностям, интересам, способностям, разрешают развиваться в том, что ему нравится, в чем он силен, создают для этого необходимые условия. Нельзя шантажировать детей, угрожая в случае непослушания не пустить на любимый хоккей, танцы, рисование, или использовать какое-то занятие в качестве воспитательного метода без учета интересов ребенка. Например, будешь заниматься шахматами, потому что они развивают мыслительные способности, — уверена ученый.

Папам и мамам важно предъявлять единые требования с учетом возраста ребенка и поменьше ориентироваться на собственные ожидания и планы на его счет. Это позволит ему оставаться ребенком. Тогда у него будет лучшее, что могут дать родители, — счастливое детство.

Екатерина КОВАЛЕНКО. Фото из открытых источников.

Разбудить гения: стоит ли заниматься ускоренным развитием ребенка
Прочитано 114 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

 

Архив

« Август 2022 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Яндекс.Метрика