Мы в соцсетях

Подготовка к республиканскому референдуму по внесению изменений и дополнений в Конституцию набирает обороты. Об особенностях проведения референдума и его законодательном закреплении журналисту «Маяка» рассказала преподаватель юридического факультета ГГУ им. Ф.Скорины Юлия Иванова.

В истории становления белорусской государственности проведение референдума — классическая форма народовластия по выносимым на обсуждение важным государственным вопросам.

— В настоящее время возможность проведения референдумов предусматривается конституциями многих государств. Референдумы могут проводиться по инициативе Главы государства, Правительства, Парламента, определенного количества граждан. На общенациональный референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни — изменение формы государственного устройства или правления, принятие Конституции и поправок, — отмечает Юлия Иванова. — Если рассматривать нынешний проект изменений и дополнений Основного Закона, следует отметить, что согласно статье 140 Конституции Республики Беларусь, его разделы І, ІІ, ІV, VІІІ могут быть изменены только путем референдума.

Правовое регулирование проведения референдума осуществляется нормами Конституции и Избирательного кодекса Республики Беларусь. Согласно законодательству, инициатором проведения республиканского референдума могут выступить Президент Республики Беларусь, Палата представителей, Совет Республики и, конечно же, сами граждане.

— Нынешний референдум будет признан состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. В таком случае оно будет подписано Президентом и вступает в силу через 10 дней после его немедленного официального опубликования, если только в нем не будет установлен иной срок, — рассказывает Юлия Игоревна.

Каждый участник сам решает: участвовать ли ему в референдуме и как проголосовать. Эта норма закреплена законодательно вместе с равенством и тайной голосования. Народ стал соавтором правок и дополнений в Конституцию, развернулись широкие общественные обсуждения, почти девять тысяч юридически оформленных мнений и предложений поступило от граждан с целью корректировки и улучшения норм Основного Закона. Это все напрямую отражает заинтересованность граждан и ценность каждого голоса. Поэтому важно не проигнорировать и высказать свое мнение.

Изменения, которые вносятся в Конституцию, затрагивают разные стороны жизни общества и государства и вызывают различную степень отклика у граждан. Но в целом положения Конституции представляют те базовые принципы, по которым живет государство и общество, и их изменение касается каждого. А референдум дает возможность выразить свое видение данных базовых принципов, а также будущего нашей страны.

Виктория ФУТРИНА.

Правовой аспект референдума
Прочитано 601 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Популярное

Архив

« Май 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Яндекс.Метрика